Панические атаки папы-абьюзера перешли в ОКР сына. В итоге сын, участник олимпиад, ушел из школы после девятого класса и потерял цель и смысл жизни. Перед этим папа прошел курс психотерапии и НЛП, и результат был достигнут — панических атак нет, но также усилил абьюз и обесценивание членов семьи.
Возможно ли вылечить сына? Он уже год на терапии медикаментами и к психологу ходит, но результата нет. Психиатр сказал, пока рядом отец, ничего не изменится… Что делать, если сын не хочет уезжать?
Александра, 42 года
Александра, здравствуйте! Сложно понять из вашего письма, как именно проявляется обесценивание со стороны супруга по отношению к сыну. Могу точно сказать, что панические атаки и тревожность у человека не связаны с деструктивным поведением в семье. Также непонятно, что вы вкладываете во фразу «сын не хочет уезжать». Это опечатка или ваш ребенок должен съехать из дома? И если да, то по каким причинам?
Если это не опечатка, то сразу возникает вопрос: почему должен уехать сын, а не супруг, который создает напряженную обстановку в семье? Зачастую в семьях, где один из родителей причиняет вред ребенку, второй родитель, к сожалению, не решает вопрос кардинально. Ответственность за решение вопроса ложится на ребенка, которому требуется покинуть дом. Думаю, такие истории у всех на слуху, когда отец пьет, избивает близких, насилует, а супруга старается сгладить ситуацию и не уходит с детьми, поскольку боится остаться одна, без своего мужчины.
И для пострадавшего «нерешение» проблемы матерью, выбор абьюзера-мужа, а не своего ребенка, становится гораздо большим потрясением, нежели насилие со стороны отца
Само по себе жестокое обращение — это огромная травма для психики ребенка, и она как бы очевидна. В такой ситуации человек инстинктивно ищет защиты у второго родителя, ожидая, что выберут его. И когда взрослый, от которого ребенок надеется получить поддержку и решения вопроса, сохраняет отношения с деструктивным партнером, то это оказывается колоссальным предательством. Но при этом оно неявное, поскольку на внешнем уровне родитель действительно может проявлять озабоченность, пытаться помочь ребенку действиями — все еще сохраняя отношения с мужем. Это расшатывает психику намного сильней насилия.
В данной ситуации я полагаю, что депрессия вашего сына связана с тем, что я описала выше. И я понимаю, что со стороны легко говорить «уходи», «разводись». Так не работает. Я бы предложила вам постараться понять, что именно держит вас с вашим супругом. Вы боитесь одиночества или же вам его жалко? Причин может быть множество, помимо привязанности, но важно вычленить ту, которая «легализует» деструктивное поведение супруга в семье.
Потому что вы его принимаете. Вы не ставите вопрос ребром, по принципу «либо ты меняешься, либо я ухожу». Из ваших слов происходящее звучит так, будто ваш супруг — ребенок и ему позволено все, а сын находится в позиции взрослого, который неосознанно «взял» задачу аккумулировать проблемы семьи в себе. Супругу разрешены любые проявления, тогда как ребенок обязан уйти.
Это очень сложная ситуация. Надеюсь, что у вас получится ее разрешить.