Екатерина Михайлова
Член международной Ассоциации групповой психотерапии и групповых процессов (IAGP)

После работы дома «встаю у станка»: еда, стирка, глажка, проверить уроки сына, которому 10 лет. Муж периодически находится в поисках заработка, но позволяет себе и в бар, и на футбол сходить. А когда я задерживаюсь на работе, наказывает молчанием или упреками. Как заставить его помогать — если не деньгами, то хотя бы делами по дому и занятиями с сыном?

Эльвира, 42 года

Картина домашней жизни, где жена «встает к станку», а муж во всем этом не участвует, но чем-то всегда недоволен, знакома многим. Несправедливое разделение обязанностей — только часть вашей истории. Другая, и очень важная, часть — это ощущение тупика, ловушки. Младшему сыну десять, еще растить и растить, на работе отчет, муж наказывает молчанием и упреками. Вы оба друг на друга давно и сильно обижены, сбежали бы, да куда тут сбежишь, когда ребенок.

Вы оба относитесь к дому и его делам как к каторге, только один «заключенный» выкладывается по полной, а другой умеет откосить от принудительных работ по уборке территории и проверки уроков. Традиция такого отношения к дому и домашним имеет свои исторические корни, но это негласный «контракт», где у обоих своя — тоже негласная — вторичная выгода.

Этот «контракт» может оставаться своего рода «третьим ребенком», как бы неудачным старшим сыном, который все никак не встанет на ноги и сидит на шее у родителей. Отношения построены на постоянной попытке «вручить» другому чувство вины: он всегда виноват в бесполезности, она — в попытке всех «построить», в жесткости и неласковости.

Вы могли расстаться, изменить правила, попробовать не следовать «каторжной» традиции или, наоборот, ее принять и полюбить. Есть женщины, говорящие об избалованных мужьях с нескрываемой гордостью. Вы оба выбрали другое. Но позаботиться о себе — пусть даже в ущерб глажке, о ужас! — никогда не поздно, даже если это нарушает привычные правила внутреннего распорядка.