Екатерина Давыдова
Практикующий юнгианский психолог, автор книг, эксперт в СМИ
Личный сайт

Мы прожили в браке 10 лет. У нас двое детей, шести и девяти лет. В браке я очень часто помогала друзьям и подругам. Но в итоге, когда у меня случилось горе, никто не звонит, не интересуется, как я и дети.

Жалею о том времени, что уделяла друзьям, а не мужу. В итоге я осталась одна с детьми. Есть родственники. Почему у меня нет настоящих друзей? Я не умею дружить?

Саяна, 40 лет

Уважаемая Саяна, соболезную вашей утрате. Процесс горевания полон самых разных переживаний. Мы можем не верить, что это произошло; винить человека в том, что он оставил нас, или, наоборот, винить себя за совершенные ошибки, инициированные конфликты и грубые слова. Могут приходить ярость, отчаяние, желание найти поддержку и понимание или, напротив, стремление изолироваться от других. Все эти чувства нормальны. 

Считается, что период горевания подчинен определенным правилам, которые были описаны швейцарским психиатром Элизабет Кюблер-Росс. Она выделила 5 стадий проживания утраты: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Перечисленные этапы могут идти как друг за другом, так и не последовательно.

Также после смерти близкого приходят осмысления: на что тратится время, что самое важное, а что второстепенное. Всемирно известный психотерапевт Ирвин Ялом называет смерть родственника пробуждающим переживанием. Она словно заставляет нас думать о дальнейшем пути, о смыслах, о своем вкладе в этот мир.

Вероятно, сейчас вы находитесь в эпицентре процесса горевания, поэтому и испытываете чувства, описанные в письме

Вам одиноко, вы чувствуете себя оставленной, вините себя («я плохой друг», «жалею о том времени, что уделяла друзьям, а не мужу»).

Делать какие-либо выводы относительно себя и друзей может быть преждевременно, так как для этого нужно, чтобы острые эмоции несколько утихли. Что можно попробовать предпринять?

  • Сообщить друзьям, что вы ожидаете их поддержки, пояснив, какой именно. Порой люди не знают, как себя вести с тем, кто в трауре, сомневаются, что уместно, а что нет, а поэтому отстраняются из-за незнания.

  • Если коммуникация с друзьями все же затруднена, попробуйте обратиться к психологу, специализирующемуся на работе с острым горем, в группы поддержки, на линию психологической помощи. Иногда даже один искренний разговор, возможность по-настоящему выговориться существенно облегчает состояние.

  • Кому-то помогает взаимодействие с людьми в схожей ситуации, например, чтение книг, форумов, где описан аналогичный опыт. Другим, наоборот, хочется отвлечься и погрузиться в рутину. Как вам кажется, что сейчас будет полезнее для вас? Книги по теме: «Вопрос смерти и жизни», Ирвин и Мэрилин Ялом, «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти», Ирвин Ялом, «Горевание. Фазы и возможности психологического процесса», Каст Верена. 

  • В процессе горевания также полезно видеть будущее. В вашем случае это может быть фокус на заботе о детях. Наблюдение за подрастающей жизнью в противовес угасшей, конечно, не уберет горечь утраты, но сбалансирует ее чувством любви к тому, что есть.

На эту тему есть очень яркий эпизод в фильме «Форрест Гамп». Рекомендую вам его посмотреть. У героя умерла жена, но остался маленький сын. В конце фильма мы видим Форреста на могиле супруги. Конечно, ему грустно и не хватает ее. Но он рассказывает ей о том, чему научился их ребенок, какие новые навыки обрел с момента ее смерти. Это очень трогательный момент, в котором есть и грусть и благодарность, и тоска и принятие.