Лариса Харланова
Член Московской ассоциации аналитической психологии (МААП) и Международной ассоциации аналитической психологии (IAAP)

Для меня очень важно мнение окружающих. Я всегда стараюсь произвести впечатление на других людей. Огромное значение уделяю внешним атрибутам успеха, стараюсь показать, что «не из простых». Боюсь потеряться в безликой толпе обычных людей. Я не раз читала психологические советы, в которых предлагают обратиться к близким, чтобы понять свои сильные и слабые стороны. Ведь они любят нас такими, какие мы есть, перед ними не нужно строить из себя кого-то другого. Но этот совет мне не подходит. Дело в том, что даже в окружении друзей и родственников я играю какую-то роль. Как же понять, какая я на самом деле?

Елена, 26

Я согласна с вами, обращаться к близким в таких случаях — это совет, который ни разу никем не был осуществлен, он совершенно не продуктивен. Не только мы играем для близких какую-то роль, но и они для нас. Здесь все симметрично. Это больше всего заметно по отношениям с родителями. Конечно, есть разные родители, есть осознанные или стремящиеся к освобождению от стереотипов люди, которые могут воспринимать своих детей каждый раз словно по-новому. Но в основном, попадая, возвращаясь в родительский дом, мы словно бы должны втиснуться в уготованное нам место, выполнить ту роль, которую нам оставили родители.

Это очень часто звучит на консультациях. Например, сын пишет сложные тексты в области, в которой стал экспертом, его авторитет признается на международном уровне. А отец, который не может понять даже заголовка статьи сына, по-прежнему обращается с ним покровительственно-снисходительно, указывает ему как на недостаток и неуспех в жизни то, например, что он не научился водить машину. Объяснения сына о том, почему и зачем он не стремится водить, не принимаются всерьез.

Я думаю, вам стоит подумать о том, что вас волнует, задевает, что хотели бы изменить в себе или понять. В этом хорошо помогает терапия, это и есть ее задача — помочь человеку понять, кто он. Научиться принимать осознанные решения, узнать свои травмы и не действовать из травмированных частей личности. Для начала можно приступить к самому простому и очень трудному — перестать манипулировать и изображать другого человека. Начните говорить прямыми посланиями, не делайте ничего ради приукрашивания действительности, назло или вопреки. Как только вы примете это как задачу, обнаружите, что это потребует хотя бы малейшей остановки перед тем, как начать действовать. Вопрос «зачем это мне?» станет первым, который будет возникать.