Каждый из нас стремится найти секрет вечной молодости. И пока одни оставляют баснословные суммы на тренингах и в кабинетах хирургов, 78-летний профессор Энтони Фредерикс — педагог, автор более 170 книг, объясняет, что главное — это интеллектуальный тонус. Благодаря ему он продолжает вести активный образ жизни, писать книги, выступать с лекциями и вести блог о психологии и образовании.
Главный секрет своей нескончаемой энергии мужчина определяет вовсе не генетикой, а любопытством, которое меняет химию мозга
«Как только ты перестаешь задавать вопросы, мозг начинает засыпать», — говорит он. Любознательность, по его мнению, — это не просто черта характера, а активный когнитивный процесс, который помогает сохранить ясность ума и способность к обучению даже в преклонном возрасте.
Чтобы тренировать этот навык и не «застревать» в шаблонах мышления, профессор практикует четыре ежедневные привычки, которые помогают ему сохранять бодрость ума и интерес к жизни. Он называет их своими опорными точками — своего рода «ментальной зарядкой» на каждый день.
Насколько у вас развиты когнитивные способности?
- 1/8
Легко ли вы адаптируетесь к новым обстоятельствам?
Да, вообще не представляю, что тут сложного
Зависит от того, насколько они серьезные
Нет, любые изменения сильно выбивают меня из колеи
1. Признавать, что вы чего-то не знаете, — и позволять себе исследовать
В современном мире, где ценится экспертность, признание своего незнания может казаться слабостью. Но, как утверждают психологи, именно в этом и заключается интеллектуальная смелость.
Осознавать границы своего понимания — значит создавать пространство для роста
Фредерикс советует хотя бы раз в неделю выходить за пределы своей привычной зоны интересов. Это может быть любая неожиданная тема — от геологии до истории моды. Найдите статью, посмотрите короткую лекцию или прочитайте главу книги, а затем зафиксируйте несколько новых фактов. Это не только тренирует память, но и стимулирует дофаминовую систему мозга, поддерживая мотивацию к обучению.
2. Развивать гибкость мышления через вопросы без однозначных ответов
Одной из частых когнитивных ловушек в зрелом возрасте становится стремление к «правильным» ответам и устойчивым схемам. Но мозг продолжает развиваться только тогда, когда сталкивается с неопределенностью.
Фредерикс предлагает задавать себе вопросы, которые не имеют единственно верного ответа:
«Что бы изменилось, если бы я выбрал другую профессию?»
«Как бы я прожил сегодняшний день, будь он моим первым?»
«Какой навык я хотел бы освоить в следующем году — и почему?»
Такой формат размышлений развивает дивергентное мышление — способность видеть альтернативные пути и находить творческие решения. А это, в свою очередь, улучшает нейропластичность мозга и поддерживает когнитивную гибкость.
3. Останавливаться, чтобы удивиться — и не терять чувства новизны
Современная когнитивная психология все чаще говорит о том, что удивление — мощный стимул к обучению. Оно усиливает внимание, вовлеченность и пробуждает интерес к миру.
Исследования Калифорнийского университета в Беркли показывают, что чувство благоговения — один из ключевых факторов, поддерживающих открытость и живость мышления
Профессор советует хотя бы раз в месяц делать что-то «впервые», например, сходить в незнакомый район, посетить небольшую галерею или выставку или отправиться на прогулку по новому маршруту. Главное — быть внимательным к деталям. Записывайте, что удивило или вызвало интерес. Это помогает укреплять нейронные связи, связанные с памятью и вниманием.
4. Читать то, что не связано с вашей профессией
Когда человек читает только по своей специальности, его мышление постепенно сужается. Одна из привычек Фредерикса — выбирать книги, к которым он раньше не имел никакого интереса. Он признается: «После пятидесяти лет преподавания я начал читать про маркетинг, археологию, садоводство и даже историю телевидения».
Это не только расширяет кругозор, но и поддерживает когнитивную гибкость
Попробуйте простой эксперимент: возьмите три книги на темы, которые вам совершенно не знакомы. Пусть одна будет по естественным наукам, вторая — по культуре, третья — по прикладной дисциплине. Читать можно по одной главе в день — этого достаточно, чтобы стимулировать мозг к новому виду мышления.
Метод профессора Фредерикса прост и универсален: не переставайте интересоваться жизнью. Читайте, задавайте вопросы, удивляйтесь, расширяйте границы своих знаний — и мозг будет отвечать вам благодарностью. Психологическая зрелость — это не отказ от развития, а умение оставаться гибким, открытым и исследующим. А значит, возраст — не помеха для ясного ума, если внутри живет искреннее любопытство.
По материалам «Доктора Питер»