8 фильмов для тех, кто не готов прощаться с летом
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

1. «Ускользающая красота», Бернардо Бертолуччи, 1996

Нежная история взросления девушки по имени Люси, которая приезжает на лето в родные места своей матери — в Тоскану, где была зачата 19 лет назад. Совсем недавно Люси осталась в полном одиночестве: она потеряла мать и узнала, что отец, который ее воспитывал, — не родной. Туристическая поездка по итальянским холмам становится увлекательным внутренним путешествием, поиском ответов на вопросы, какой была ее мать, кто ее настоящий отец, кто теперь сама Люси?

В кругу раскованных друзей своей матери гостья поначалу ведет себя застенчиво, но постепенно набирается смелости. Итальянские каникулы меняют ее жизнь. Люси переживает влюбленность и отвержение, познает себя и взрослеет, проходит через очарования и разочарования, чтобы отдаться настоящим чувствам и решиться на сексуальную инициацию. Трепет взросления находит себе место на дивных пейзажах под тосканским солнцем, с бокалом местного вина, пастой, пиццей и прочим обязательным итальянским колоритом.

2. «Солнце ацтеков», Фатих Акин, 2000

Молодой заумный учитель физики хотел провести очередное лето в одиночестве, не выезжая из душной городской квартиры. Но все меняется, когда Дэниель внезапно получает подсказку судьбы — кольцо с древним символом солнца ацтеков — своеобразный намек, что вот-вот парень встретит девушку своей мечты. Отдавшись с головой предсказанию, он едет за первой встречной куда глаза глядят.

Забавное автопутешествие из Гамбурга в Стамбул ведет вдоль красочных пейзажей, самобытных мест, показывает изюминки и изнанку Восточной Европы. Поездка меняет Дэниеля: он учится расслабляться и драться, поддаваться эмоциям и влечениям, соблазняется и разочаровывается, теряет очки, паспорт и деньги, но находит нечто большее. Оказывается, не всегда в поисках любви и счастья нужно ехать за тридевять земель, порой все желанное — на расстоянии вытянутой руки.

3. «Прогулка», Алексей Учитель, 2003

Одним из самых фотогеничных городов в отечественном кино можно назвать Санкт-Петербург. Количество пешеходных маршрутов по культурной столице не сосчитать. А как вам такой вариант: отправиться с Аничкова моста по Невскому проспекту вдоль Казанского, а затем Исаакиевского собора, потом завернуть на Дворцовую площадь и пройти еще тысячи шагов мимо скульптур и статуй, мостов и каналов до набережной Лейтенанта Шмидта?

Так по городу гуляют два друга и таинственная незнакомка в фильме Учителя. Кто эта девушка — искренняя душа или обольстительная манипуляторша? Раздор или радость она принесет в жизнь приятелей? Узнать незнакомку получается с трудом, как и сам город — такой живой и разный. Головокружение лета и юности, любви и флирта, страсти и разочарований — сюжет непредсказуем, как и сама петербургская погода, где утром солнце, а к вечеру уже льет дождь. Впрочем, летом порой как раз и нужно охлаждать голову.

4. «Амели», Жан-Пьер Жене, 2001

Амели Пулен любит находить в каждом дне моменты для маленькой радости: поболтать с продавцами на рынке, подглядывать за влюбленными, надеть малину на пальцы или сосчитать круги на воде от бросков камушков. Вот только делает она все это в одиночестве. Ведь чудаковатая гиперчувствительная девушка с детскими травмами, но с ребяческим озорством переполнена как желания, так и страха контакта с миром. Она способна устроить сложносочиненный квест по летнему Парижу, чтоб решиться хотя бы взглянуть в глаза избраннику.

Ее Париж сказочный, как и сам фильм. Винтовые лестницы, веранды тихих ресторанов, витражи старомодных магазинов, полупустые мостовые и крохотные мощеные улочки. В винтажной атмосфере под звуки аккордеона завертелся круговорот судеб разных одиночек — интровертов, ревнивцев, вдов, ипохондриков. Заложники своих иллюзий и рабы привычек так или иначе обретают счастье под родным парижским солнцем. И только садовый гном, практически приросший к земле, совершает настоящее мировое турне по главным достопримечательностям планеты, чтоб пробудить к жизни тех, кто в этом так нуждается.

5. «Хороший год», Ридли Скотт, 2006

Для некоторых трудоголиков летний отпуск — это ненужная роскошь. Так, английский биржевой брокер Макс переживает практически насилие над собой, когда вынужденно отрывается от работы и уезжает в Прованс. Там ему предстоит оформить в наследство усадьбу с виноградником, полученные от почившего дядюшки. Герой планирует быстро разобраться с имуществом и немедля продолжить погоню за прибылью, акциями, ставками, но Прованс затягивает его в свои беспечные объятия.

Путешествие из мегаполиса к природе заставляет Макса вспомнить, что где-то в душе еще живут воспоминания о маленьком очкарике, который обожал играть в шахматы и теннис, беззаботно нырял с трамплина и с любопытством постигал винодельческие хитрости вместе с дядюшкой. Эгоцентричный циник заново открывает свою страсть к жизни и людям на веранде с бокалом красного, где даже воздух, кажется, пропитан пьянящей романтикой.

6. «Пловец», Фрэнк Перри, 1968

Однажды воскресным утром солидный с виду мужчина оказывается в одних плавках у бассейна соседей. Почему бы не искупаться? Еще бы, плаванье — всеми любимая летняя забава. Встреча со старыми друзьями-соседями стала столь воодушевляющей, что Нэд решил навестить всех своих знакомых в округе и заодно искупаться в их бассейнах, так сказать, доплыть до дома.

Путешествие по бассейнам представляет собой заплыв по прошлому человека, проходящего кризис среднего возраста. Отдавшись течению, он не особо задумывается, откуда уплывает, куда держит путь. Так протекает череда уютных и неудобных встреч со старыми знакомыми: они обнажают душевные трещины, возвращают вытесненные воспоминания о семье, дочерях, любовницах, долгах. Фильм при всей своей легкомысленной идее направляется по логическому маршруту от расцвета к закату, от солнца к ливню, от юности к старости, от фантазии к истине.

7. «Зависнуть в Палм-Спрингс», Макс Барбаков, 2020

Симпатичная и ироничная девушка за тридцать по имени Сара всегда ощущала себя белой вороной в собственной семье. Накануне свадьбы младшей сестры ее ощущения только усилились: Сара не знает, куда себя деть на радостном для всех мероприятии. От раздражения, скуки и необходимости сквозь зубы произносить праздничный тост ее избавляет забавный незнакомец — такой же одинокий человек, который терпеть не может брачных церемоний.

Говорят, что свадьба — это праздник, но для Сары и Нейлза это стало сущим бесконечным адом. Герои попадают во временную петлю, где следующий день после торжества не наступает. Им предстоит снова и снова переживать этот невыносимый день, благо не в одиночестве. Правда, с погодой ребятам повезло куда больше, чем герою Билла Мюррея в «Дне сурка», — каждый день они просыпаются в живописном отеле с бассейном, а за окном стоит погожий солнечный день. Чем обернется для них вечный летний праздник…

8. «Лука», Энрико Касароса, 2021

Не зная броду, не лезь в воду — обычно сетуют гиперопекающие родители любимому чаду. Но как познать все радости летней жизни с любовью и разочарованиями, с победами и поражениями, если не идти на риск? Сказочная история о двух друзьях-амфибиях, которые вылезают из глубоких вод, чтоб узнать, какова жизнь вне тихой домашней гавани, что такое инаковость и как существовать в мире, который состоит из разных личностей, не похожих на тебя.

Это мультфильм о дружбе и предательстве, о конфликте отцов и детей, о неуверенности и желании сказать своим внутренним страхам — «тише вы там!». И все это происходит в прибрежной Италии с золотистым песком и лазурными волнами, с активными гонками с горы на мопедах и ленивым оливковым загаром под ласкающим солнцем. Не исключено, что во время просмотра у вас разыграется аппетит и организм попросит пасты с песто или порцию мороженого.

Юлия Новоселова
Юлия Новоселова

Психоаналитически ориентированный психолог, журналист, сценарист.