Алена Долецкая: «Одежда для достижения успеха значит больше, чем может показаться»
Фото
«ВКонтакте»

Дресс-код силы

Термин «power dressing» на русский язык часто переводят как «одежда для власти», что, согласитесь, не совсем точно отражает смысл. Правильнее было бы сказать «дресс-код силы». Этот термин возник в 1970-е годы в США. Это было десятилетие хиппи, когда все радовались и расслаблялись после не менее разнузданных 1960-х.

Тогда же вышла книга знаменитого американского имиджмейкера Джона Моллоя под названием Dress for success, то есть «Одежда для успеха». Она стала настоящим бестселлером. Автор провозгласил, что пришло время, когда женщины должны заняться карьерой, потому что они умны, талантливы и серьезны, а значит, должны иначе выглядеть. Его главный приговор: «Забудьте про платья с цветочным принтом, крестьянские сарафаны, туфли на платформе и пестрые свитера. Все эти цветочки — для лузеров и среднего класса. Только монохром: серая юбка, светлая блузка и чулки телесного цвета».

Он высказался довольно жестко, но действительно, женщины пошли работать, постепенно начали занимать руководящие посты, стали думать о том, как одеваться, чтобы их воспринимали всерьез. И мир моды тут же уловил их настроение.

«Мода — это отдельная индустрия, — скажете вы. — У меня завод по производству консервов. Какая связь между ним и модой?»

Так вот: мода занимает уникальное место в культуре любого народа. Ей можно не интересоваться, но игнорировать ее практически невозможно

В ответ на запросы женщин Джорджо Армани в 1980-е предложил им свободные деловые костюмы, чтобы они чувствовали себя расслабленно и уверенно. Параллельно с ним появляется Жиль Сандер, которая создает минималистичные вещи из изумительного качества тканей, продвигая довольно андрогинный стиль. «Это, конечно же, как бы мужские костюмы», — намекает она.

В 1990-е дизайнер Донна Каран говорит: «Да, пусть женщина работает, пусть она летит по социальной лестнице, но она обязательно должна быть женственной». Она заказала огромную рекламную кампанию своей коллекции фотографу Питеру Линдбергу. На имиджах было показано, как красивая женщина в деловом костюме становится президентом США. В то время об этом никто не думал, не мечтал и даже не разговаривал. А эти изображения были во всех глянцевых журналах, на всех билбордах Нью-Йорка, Чикаго и Сан-Франциско. Это был очень умный и тонкий шаг. И все женщины, независимо от профессии, захотели одеваться так же.

Примеры

На самом деле одежда для достижения успеха значит больше, чем может показаться. Приведу в качестве примера две истории.

1. Маргарет Тэтчер

В интернете можно найти фото того, как она выглядела в молодости, до политической карьеры. Платья в цветочек, блузы с декольте, легкомысленные шляпки… При этом Маргарет Тэтчер была человеком очень умным, расчетливым и блистательно образованным. Она жестко контролировала свой стиль одежды: отказалась от шифоновой блузки в цветах ради того, чтобы оказать влияние на определенную аудиторию.

За всю свою карьеру политик не допустила ни одной модной ошибки: всегда монохромный костюм, жемчужная брошь или жемчужные серьги. Ничего лишнего. Одевайся она по-другому, получила бы она титул «Железной леди»? Не думаю.

2. Хиллари Клинтон

Тоже блистательный юрист, тоже очень образованная. Мужу без нее было бы совсем плохо. Когда Хиллари Клинтон начала участие в президентской гонке, внимание аудитории к ней стало очень жестким и не всегда доброжелательным.

Однажды газеты вышли с ее фотографией на первых полосах, где, как выяснили журналисты, она была в твидовом костюме модного дома Giorgio Armani. Пресса тут же подсчитала: раз у нее нестандартный размер, то костюм шили на заказ, а значит, 30 тысяч долларов она спустила. «И что, вот такой у нас будет президент?!» — закричали оппоненты. Это важный и сложный момент. Людям, которые попадают в публичное поле, нужно быть чрезвычайно аккуратными и осторожными с выбором дизайнерских вещей.

Правила для достижения успеха

Итак, вот важные правила, которые нужно соблюдать в одежде, если вы хотите добиться успеха.

1. Помните о принципе соответствия и сообразия

Свой дресс-код есть в каждой отрасли. Алла Вебер, вице-президент компании Mercury и фэшн-директор ЦУМ, может носить принты, бархат, бриллианты. Она — посол индустрии моды. Марисса Энн Майер — бывший президент и главный исполнительный директор компании Yahoo! — носит трикотаж и водолазки, потому что так все одеваются в IT-сфере. Но если вы строите политическую карьеру или хотите добиться успеха в финансовом мире, вам нужно выглядеть совсем по-другому. Просто надо соответствовать позиции, которую занимаешь, той роли, которую играешь, и той индустрии, которую представляешь. Тогда все встанет на свои места.

2. Будьте осторожны с дизайнерскими вещами

Во-первых, их цену легко узнать, и это не всегда вам на руку. Во-вторых, слишком трендовые вещи неуместны в деловой среде. Следите за моментом и никогда не будьте слишком модными. Замысловатое платье цвета фуксии на приеме в Белом доме — перебор. В то время как костюм с модным широким ремнем говорит о дисциплине, шике и аккуратности.

3. Создайте свой собственный стиль или обратитесь к талантливому стилисту

Как здесь не вспомнить канадского премьер-министра Джастина Трюдо и его яркие носки? Это же остроумно! Даже на важные встречи на высшем уровне он надевает носки с принтами, надписями, героями мультфильмов и так далее. Видимо, этот молодой мужчина устал от костюмов с галстуками и подумал: «Ну хоть чем-то я могу выделиться?» Оказалось, что такая крошечная деталь может привлечь невероятное количество внимания.

4. Следите за прической и макияжем, особенно в формальной обстановке

Простой пример: вспомните Бориса Ельцина и его седую шевелюру и посмотрите на Дональда Трампа, с которым его прическа не раз играла злую шутку. Прическа, макияж и аксессуары не менее важны, чем костюм.

Имидж. Репутация. Авторитет

Никакой power dressing, никакой замечательный Oscar de la Renta или Dolce & Gabbana не спасут руководителя, если он не обладает авторитетом.

Имидж. Репутация. Авторитет. Я ставлю эти три слова через точку, потому что они не равны друг другу. Имидж — это то, что вы можете изменить. Репутация — это то, что нарабатывается делами и словами. Авторитет — это то самое, что дает вам возможность руководить людьми, которые будут вам помогать. И одно помогает другому.

Алена Долецкая
Алена Долецкая

Журналист, публицист, переводчик, креативный консультант, первый главный редактор Vogue Russia и Andy Warhol's Interview Russia, автор книг