Чему нас учит сериал «Гангстерленд»: психологический разбор | Источник: Кинопоиск
Фото

Кинопоиск

О чем сериал «Гангстерленд»

У популярного в 2010-х сериала «Рэй Донован» про специалиста, который решает различные проблемы богатых жителей Лос-Анджелеса (а точнее, делает за них грязную работу), должен был появиться спин-офф. А получится отдельный проект «Гангстерленд», где от изначальной идеи сохранилась разве что сфера деятельности главного героя.

В центре сюжета — внезапно разгоревшийся конфликт двух криминальных семей Лондона, Харриганов и Стивенсонов. Гарри де Соузу, профессиональному «решале», необходимо уладить его с минимальными потерями для своего работодателя, параллельно разбираясь с личными проблемами — спасти разваливающийся брак и выстроить отношения со взрослеющей дочерью. На первой взгляд кажется, что сериал — что-то среднее между «Джентльменами» и «Острыми козырьками», но так ли это на самом деле? Судить вам.

23 июня 2025 года криминальную драму продлили: дата выхода второго сезона «Гангстерленда» еще неизвестна, поэтому ждем новостей весной 2026 года.

Взрыв внутри: психология главных героев

Гарри да Соуза (Том Харди)

Медиатор, который решает конфликты с помощью не слов, а снайперов. Его спокойствие — это маска поверх хронической тревоги и глубокой усталости. «Контроль — моя профессия» — говорит он. Но на деле он с трудом удерживает себя от срыва, особенно когда оказывается зажат между психопатией Эдди и амбицией Конрада.

Эдди Харриган

Это воплощение импульсивного бунта. Его «Это город наш» звучит не как лозунг, а как крик о признании. Он не умеет справляться со страхом, поэтому убивает. Он не может быть уязвимым, поэтому предает.

Конрад и Мэйв Харриган (Пирс Броснан и Хелен Миррен)

Сверхконтролирующие родители, для которых власть важнее связи. Мэйв говорит: «Мы не начнем войну первыми» — но ведет себя так, чтобы ее начали другие. Это модель травмированного суперэго: никаких слабостей, только стратегия. Их сын — продукт этой логики: любви нет, есть только лояльность.

Ключевые сцены как метафоры симптомов СДВГ

В первом эпизоде «Stick or Twist» Пьяный Эдди (внук главы Клана Харриганов) убивает человека. Его друг Томми в шоке. Это не спланированное убийство, а вспышка бессилия, обернутая в агрессию. На фоне — музыка, свет, хаос. Контраст подчеркивает эмоциональную слепоту героя.

Ричи Стивенсон, главный оппонент семьи Хариганов, требует вернуть сына. Гарри сдерживает ярость под холодной маской: «Торопиться вслепую — это как копать себе могилу. Позволь мне поработать». Это сцена не про мир — про тонкий баланс между импульсом и контролем, где Гарри балансирует на грани. В нем — вся модель тревожной саморегуляции.

В эпизоде «Funeral for a Friend» Гарри пытается удержать равновесие между кланами. «Мы пронесем оружие. Контроль — это моя профессия», — говорит он. Но и он, и зритель понимают: контроль на грани срывов не работает.

Мэйв ведет себя вызывающе, сознательно провоцируя хаос. Гарри шепчет: «Она играет с огнем». Это момент, когда вся система уходит в регресс — семейная структура провоцирует насилие, чтобы не чувствовать стыда и утраты власти.

Финальный эпизод — «The Beast in Me» — кульминация внутреннего конфликта. «Зверь внутри у всех нас. Вопрос в том, кто им управляет», — говорит Гарри. Этот диалог — квинтэссенция идеи: насилие не равно силе, оно часто равно боли, с которой не научили обходиться.

Тест
Тест: Есть ли у вас симптомы СДВГ?
1/10

Вы легко отвлекаетесь от дела на активность или шумом вокруг?

Да

Иногда

Нет

Теория и практика

У многих взрослых с импульсивностью нет СДВГ, но есть нарушения дофаминовой регуляции и самоконтроля. Стыд, особенно в сочетании с гиперконтролем, часто приводит к деструктивным поступкам. В психодинамическом подходе импульсивность рассматривается как форма вытесненной боли, невозможности говорить, чувствовать, регулировать себя.

Что делать тем, кто узнает в описании себя или своего партнера:

  • Правило «10 минут»: прежде чем сделать что-то в гневе — подождите. Это работает.

  • Следи за скукой: она главный триггер импульса. Заранее планируйте отдых, а не только дела.

  • Минимализм в выборе: снизьте количество решений в день. Чем проще — тем стабильнее.

  • Дневник эмоций: запишите, что чувствуете перед вспышкой. Через две недели вы удивитесь закономерностям.

  • Упражнение «я-сообщения»: замените обвинение на формулу: «Я злюсь, потому что чувствую, что меня не слышат».

«Ты думаешь, что контролируешь все. Но на самом деле просто боишься, что без страха тебя не будут слушать». Гангстерленд — это не про мафию. Это сериал о том, что происходит, когда внутри нас живет боль, о которой нельзя говорить. Когда любовь подменяется лояльностью, а близость — властью. Если вы в ком-то узнали себя — это не диагноз. Это шанс научиться жить иначе.

Николай Разыграев

Психолог, психодраматерапевт, ректор «Академии позитивной психотерапии»

Телеграм-канал