Педиатр по образованию, этот детский психоаналитик провел тысячи консультаций, бесконечно шлифуя свое понимание первичной связи матери и ребенка. Из этих пристальных и человечных наблюдений выросло убеждение: матерям необходимо показать, что в них от природы есть способности и внутренние ресурсы, чтобы помочь развиваться своим детям. «Достаточно хорошая мать» позволяет младенцу почувствовать, что он — творец мира, и не заставляет его слишком рано (до года) узнать, что на самом деле это не так. Постепенно он обнаружит, что заблуждался, и осознает, что он всего лишь «песчинка во Вселенной», — тогда «достаточно хорошая мать» понемногу позволит ребенку испытывать неудовлетворенность (фрустрации) и так познакомит его с реальностью. Но из этого первого опыта всемогущества возникают настоящие, аутентичные отношения с миром. Одаренный огромной интуицией, Винникотт выдвигал новаторские идеи о психике младенцев и детей, умея найти фразы, позволяющие обратиться к сокровенным глубинам другого и при этом не ранить его. Его передачи на Би-би-си помогли тысячам родителей лучше понять свои эмоции и эмоциональную жизнь своих детей: внушая родителям уверенность в их действиях, он позволял им самим находить выход в трудных ситуациях.
Принципиально стремясь видеть в людях хорошее, Винникотт сделал очевидным творческое начало, присутствующее в каждом человеке. И считал, что этот изначальный дух творчества надо всеми силами оберегать.
Его даты
- 1896: родился в Плимуте, в графстве Девоншир (Британия), в музыкальной семье образованных англичан-протестантов.
- 1916: изучает медицину, после начала войны уходит в армию санитаром.
- 1923: начинает проходить психоанализ у Джеймса Стречи (Ja- mes Strachey). Получает должность в двух лондонских детских больницах, где и будет работать в течение сорока лет как педиатр и психоаналитик.
- 1939: начало серии радиопередач на Би-би-си, которые выходят до 1962 года; в них Винникотт объяснял родителям, почему им неплохо удается вырастить своих детей.
- 1941: изучение последствий эвакуации и лишений для детей. С 1956 по 1959 и с 1965 по 1968: президент Британского психоаналитического общества.
- 1971: умирает в Лондоне. В дневнике он записал молитву: «Господи! Сделай так, чтобы, когда я буду умирать, я еще был живым».
Ключи к пониманию
На руках матери
Роженица или молодая мать находится в совершенно особом состоянии, позволяющем ей лучше всех понимать потребности ее малыша. Это состояние слияния с ребенком, будучи временным и даже аномальным, создает младенцу достаточно благоприятное окружение, чтобы он мог правильно развиваться. Винникотт подчеркивал необходимость материнского присутствия в начале жизни для формирования уверенности в себе. «Нет такого объекта, как младенец», — говорил он. Ребенок нуждается в этом первичном окружении и первичном физическом и психологическом «пребывании в/на руках матери» (Винникотт использует термин holding, букв. удерживание, — это «все то, что мать делает, и все то, чем она является для своего грудного ребенка»), чтобы позже осознать, что значит быть самим собой.
Переходный объект
НАИБОЛЕЕ УДАЧЛИВЫЕ МАТЕРИ — ТЕ, КТО СДАЛСЯ С САМОГО НАЧАЛА. ОНИ ПОТЕРЯЛИ ВСЕ. ОНИ ВЫИГРАЛИ ТОЛЬКО ТО, ЧТО МОГУТ ВОЗВРАЩАТЬ УТЕРЯННОЕ.
Когда маленький ребенок ложится спать, он нуждается в том, чтобы взять с собой плюшевую игрушку, которую позже будет носить в ясли или детский сад. Это «переходный объект», так как в нем заложены разные «переходы»: от дня к ночи, от присутствия матери к ее отсутствию, от того, что ребенок может ухватить в матери, которая вне его, к тому, что остается от матери у него внутри. Этот объект — двойной природы: он одновременно и мать, и младенец, в его запахе смешиваются их индивидуальности. Именно поэтому его ни в коем случае нельзя стирать, иначе, лишившись вложенных в него чувств и переживаний, он утратит смысл. Когда ребенок берет свою игрушку, выходя из дому, он ощущает, что его мама по-прежнему протягивает ему руку, что он по-прежнему рядом с ней.
Опасность ложного «Я»
Если ребенку недоставало материнского внимания в первые три года жизни, то он не может поддерживать это состояние творческой иллюзии, создаваемое игрой и переходным объектом. И тогда он будет слишком, чрезмерно приспосабливаться к своему окружению. Вместо того чтобы почувствовать, что его понимают, он вообразит, что всегда сам желает того же, что и окружающие. Про такого ребенка можно подумать, что он вежлив и прекрасно адаптирован к жизни, но в глубине его души останется пустота. Он был вынужден приспосабливаться к другому раньше, чем осознал свои потребности и желания. В таком случае весь его экзистенциальный опыт будет окрашен ощущением ложности его «Я», чувством, что он не является самим собой.
Игра — дело серьезное
Именно в игре ребенок вступает в контакт со своими ощущениями — с тем, что он существует, и с тем, какой он. Именно благодаря игре он может вынести вовне то, что происходит у него внутри, и поэтому игра так ценна для его психического развития. И наконец, именно в игре ребенок может завести друзей, а значит, учиться общению.
Об этом
- Книги Д.В. Винникотта, «Разговор с родителями», Класс, 2007.
- «Игра и реальность», Институт общегуманитарных исследований, 2008.
- «Семья и развитие личности. Мать и дитя», ЛИТУР, 2004.