Для начала — вдохновляющий пример американской актрисы Мэрил Стрип. На одном из телешоу ее попросили прочесть скучнейшие короткие тексты с разными интонациями. Актриса заставила рецепт звучать сексуально, дорожную сводку прочла от лица женщины, у которой начались роды, а статью из Википедии — голосом скучающего подростка.
Управление голосом
Голосовые характеристики — это сила голоса, темп, высота, тембр, артикуляция. Они зависят от всех элементов голосового аппарата и оказывают влияние друг на друга. Психологическая основа сильного голоса — уверенность в себе.
1. Быстро и плавно вдохните и тяните «а-а-а» на приемлемой для вас высоте, медленно и равномерно выталкивая воздух в течение 10 секунд. Прислушивайтесь к звучанию, следите, чтобы оно было устойчивым до конца. Повторяйте упражнение по пять минут два раза в день, увеличивая время по возможности без напряжения гортани до 20–30 секунд. Экономьте дыхание, оставляйте достаточный запас воздуха.
2. Тяните «а-а-а», но на этот раз меняйте громкость. Начинайте тихо и постепенно наращивайте силу звука до пределов хорошей слышимости, а затем снижайте ее до полного замирания. Делайте так несколько минут ежедневно, пока звук не станет устойчивым и послушным.
3. Читайте громко вслух отрывки из художественных произведений. Следите за своим дыханием. Можете ли вы произносить фразы до конца? Хватает ли на это запаса воздуха? Занимайтесь чтением вслух до тех пор, пока не добьетесь достаточного напора воздушного потока при произнесении наиболее выразительных слов.
Удерживаем внимание
Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего и может вызвать дискомфорт у слушающего. Необходимо дать слушателю время понять, что вы говорите. Слишком медленная и вялая речь, наоборот, приводит к потере внимания собеседника. Следующие два упражнения помогут скорректировать темп речи.
1. Читайте вслух отрывки текста партнеру в различном темпе: максимально быстро, максимально медленно, средним темпом — варьируйте темп голоса от максимума до минимума. Попросите партнера дать обратную связь: как воспринимается ваш голос в том или ином случае. Выберите наиболее удачные с точки зрения восприятия голосовые паттерны и по 10 минут в день читайте текст, варьируя темп. Запишите свою речь на диктофон и сверьте свое восприятие с восприятием партнера.
Глубокие эмоции всегда требуют менее отрывистой и более плавной смены интонаций
2. Произносите речь или текст, варьируя расстановку и длину пауз. Партнер оценивает эффект произносимой речи и помогает корректировать ее в соответствии с задачами, которые вы для себя определили.
Информация и интонация
Высота голоса, его интонирование несут гораздо больше информации, чем содержание речи.
1. Говорите в регистре от максимально высокого до максимально низкого. Партнер дает обратную связь и помогает выработать наиболее приятную высоту голоса.
2. Если у вас слишком высокий голос, ежедневно читайте вслух, расслабив мышцы гортани, пока не выработаете более низкий голос и использование его не станет для вас привычным.
Но самая главная речевая характеристика, объединяющая все голосовые особенности, — интонация. Именно она несет больше половины аудиальной информации. Произнесете вслух какую-нибудь фразу, например «Однажды в студеную зимнюю пору», и научитесь при помощи интонации передавать состояние любопытства, заинтересованности, равнодушия, умиротворенности, гнева, отвращения, тревоги.
Используйте для самоконтроля диктофон или партнера. Учтите, что окончательность и непреложность суждения характеризуется быстрым повышением или понижением интонации. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции всегда требуют менее отрывистой и более плавной смены интонаций. Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса.
Книга на тему
«Первое впечатление. Знаете ли вы, как воспринимают вас окружающие?» Энн Демарэ и Валери Уайт
Авторы утверждают, что от умения «подать» себя при первом знакомстве (на собеседовании при приеме на работу, дружеской вечеринке, свидании) зависит, как к нам станут относиться в дальнейшем. Объясняя принципы, на основе которых мы формируем мнение друг о друге, Энн Демарэ и Валери Уайт показывают, как воспринимают нас окружающие, на что они обращают внимание в первую очередь. И как нам создать собственный стиль общения и производить на собеседника благоприятное впечатление, расположить его к себе.
Источник: М. Кузнецов и Игорь Цыкунов «Как позволить другим делать по-вашему» (Приор, 2001).