1. «Дикий алмаз»
Режиссер: Агата Ридингер
19-летняя Лиана (Малу Хибизи) мечтать стать знаменитой. Первые шаги уже сделаны: девушка ведет бьюти-блог, на который подписаны 50 тысяч человек. Особых денег занятие не приносит, что сильно омрачает нелицеприятную действительность: из-за накопившихся долгов вот-вот изымут дом, в котором Лиана живет с матерью и сестрой. Единственная возможность подзаработать — пройти отбор в популярное реалити-шоу.
В первом полнометражном фильме Агата Ридингер пытается поставить себя на место типичного представителя молодого поколения, уверенного, что заработать деньги трудом невозможно. Постановщица также признается, что вдохновлялась кокотками — французскими светскими львицами из начала XX века, которых содержали поклонники и покровители. Вывод, как ни крути, неутешительный: обеспечить себе безбедную жизнь проблематично в любую эпоху.
2. «Птица»
Режиссер: Андреа Арнольд
Девочка-подросток и ее молодой отец-лоботряс (Барри Кеоган) пытаются ужиться во враждебном мире обратной стороны Британии. Сеттинг соответствующий — пятиэтажки, убитые квартиры, маргиналы, дешевые наркотики, бесперспективняк. Травму уходящего детства призван нивелировать персонаж «из иной реальности» — некий мужчина по имени Птица, который помогает героине сбежать от неприглядной действительности и дарит девочке чувство долгожданной гармонии.
Сентиментальное драмеди про поиск себя Андреи Арнольд — яркий пример сочетания гиперреализма и магического реализма в одном фильме. Существующее перевешивается с фантазийный, черное — с белым, печальное — с радостным. Вышло обнадеживающе и искренне — а что еще нужно, когда надо успокоиться? Барри Кеоган, кстати, предпочел это тихое кино сотрудничеству с «Гладиатором 2» Ридли Скотта.
3. «Партенопа»
Режиссер: Паоло Соррентино
Неаполитанская семья готовилась к рождению ребенка основательно: появление на свет младенца планировали прямо в водах Тирренского моря, кроме того, специально для новорожденной прямиком из Версаля доставили роскошную кроватку в форме кареты. Словом, названная в честь древнегреческой нимфы Партенопа (Селеста Далла Порта) была обречена на идеальную жизнь. Так и вышло: ее всюду сопровождала удача, пока однажды близкие ей люди не стали уходить из жизни.
Паоло Соррентино продолжает поднятую в «Руке бога» тему исследования родного Неаполя и вновь представляет любовнее послание любимому городу в форме кино. По сюжету в главную героиню — красавицу Партенопу — влюбляются все вокруг. Точно так же обстоят дела с самим Неаполем, в который влюблен Соррентино, — город тоже называют Партенопой.
4. «Арман»
Режиссер: Хальвдан Ульман Тёндель
Известная актриса (Ренате Реинсве) вынуждена прервать репетицию из-за внезапного звонка. Женщину вызывают в школу, где сообщают, что ее шестилетний сын Арман совершил сексуализированное насилие. Дальше, как водится, борьба переходит на сторону взрослых: одни уверены в виновности ребенка, другие — наоборот (мать тем временем истерически смеется). При этом в огласке случившегося не заинтересован никто.
«Арман» — дебютный полный метр Хальвдана Ульмана Тёнделя, внука классика мирового кино Ингмара Бергмана и актрисы Лив Ульман. Дебют, в котором репрезентируется школьная преисподняя, вышел удачным: в Каннах психологическую драму наградили «Золотой Камерой» — призом за лучший первый фильм. Награда заслуженная: не каждый дебютант справится со столь яркой передачей эмоций. Кажется, удушающий дискомфорт выглядит именно так.
5. «Безмолвное братство»
Режиссер: Джастин Курзель
1980-е годы, США. Северо-Запад страны погружается в хаос: взрывы, ограбления, жестокие убийства… Расследовать беспредел берется опытный агент ФБР (Джуд Лоу), который должен выяснить кто стоит за цепью преступлений. Вскоре он выясняет, что за бесчинствами стоит неонацистская организация, цель которой — очистить страну от «небелых». Но и за этим скрывается нечто иное.
Криминальный триллер Джастина Курзеля, как и большая часть его предыдущих работ, включая, к примеру, «Подлинную историю Келли», основан на реальных событиях. Причем хоть показанное в «Безмолвном братстве» и происходило в 1980-е, фильм прямо отсылает ко дню сегодняшнему: в титрах упоминается штурм Конгресса в январе 2021 года. Ещё одно напоминание о том, что все новое — это хорошо забытое старое.