Клэр Дэйнс: «Теперь я готова заглянуть туда, где страшно»

Первое, что бросается в глаза при встрече с Клэр Дэйнс, – это ее мимика, на редкость активная даже для американки. Не зря после выхода культового сериала «Родина», где актриса играет агента ЦРУ, страдающего биполярным расстройством, интернет взорвался шквалом шуток на тему ее впечатляющих гримас. Впрочем, шутки шутками, а именно эта роль и принесла 35-летней Дэйнс по-настоящему громкую славу. Несмотря на несколько работ в картинах именитых режиссеров, она долго считалась актрисой среднего эшелона, хотя те, кто с ней работал, давно разглядели талант к созданию многослойных, насыщенных глубоким психологизмом драматических образов. Зато теперь критики удостоили Клэр звания «Мэрил Стрип своего поколения». В жизни же она, как и Мэрил, производит впечатление человека поразительно уравновешенного и жизнерадостного: открытый взгляд, свободный стиль в одежде, мягкие интонации, искренний смех. Полтора года назад у Дэйнс и ее мужа, британского актера Хью Дэнси, родился сын. С энтузиазмом взявшись вить семейное гнездышко (в связи с частыми разъездами обоих родителей – сразу в нескольких городах), Клэр, однако, не приостановила актерскую карьеру, как некогда ради учебы в Йельском университете. Впрочем, после двух лет учебы на факультете психологии она все-таки вернулась в кино. Возможно ли, что этот опыт повлиял на ее выбор ролей?

Плоды раннего взросления

Клэр Кэтрин Дэйнс родилась 12 апреля 1979 года в Нью-Йорке. Ее родители, Карла и Кристофер Дэйнс, люди искусства, вынуждены были сменить профессию, чтобы заработать на жизнь: отец стал компьютерным консультантом, мать держала домашний детский сад. У Клэр есть старший брат, юрист. Клэр решила стать актрисой в десять лет. Впервые появилась на экране в эпизоде в телесериале «Закон и порядок». Подростком сыграла главную роль в сериале «Моя так называемая жизнь». За эту роль в 1995 году получила «Золотой глобус». Снималась у известных режиссеров: База Лурмана в «Ромео + Джульетта» (1996), Фрэнсиса Форда Копполы в «Благодетеле» (1997), Оливера Стоуна в «Повороте» (1997). В 1998 году поступила в Йельский университет (США) и два года изучала психологию. В 2004 году на съемках «Красоты по-английски» (режиссер Ричард Эйр) познакомилась с Билли Крадапом, с которым встречалась три года. В 2009 году вышла замуж за британского актера Хью Дэнси. В 2012 году у пары родился сын Сайрус. С 2011 года снимается в культовом сериале «Родина»: его создатели так хотели видеть Дэйнс в главной роли, что в первых шести эпизодах сценария ее героиню звали Клэр. Последняя роль на большом экране – в комедии «Крут как я» (Макс Майер, 2013). На счету Дэйнс – три премии «Эмми» и четыре «Золотых глобуса». П. К.

Клэр Дэйнс (Claire Danes) на вручении премии аериканского независимого кино Spirit Awards, 2009 год
Клэр Дэйнс (Claire Danes) на вручении премии аериканского независимого кино Spirit Awards, 2009 год

Psychologies: Кэрри из «Родины» часто сравнивают с вашей другой яркой ролью – выдающейся аутистки Тэмпл Грандин в одноименной картине Мика Джексона (2010). Сначала аутизм, потом маниакально-депрессивное расстройство... Может быть, это еще одно проявление интереса к загадкам психики?

Клэр Дэйнс: О да, я просто решила методично проработать справочник психических расстройств. Что там у нас на очереди – клептомания, шизофрения? А если серьезно, меня и правда всегда интересовали тайны человеческой психологии, в детстве я даже собиралась совмещать работу психолога с актерской игрой, поскольку была уверена, что актерской профессией на жизнь не заработаешь. А с возрастом к тому же обнаружила, что играть человека в состоянии душевного кризиса – это самое интересное. Чем более цельный ты человек, тем дальше ты можешь заглянуть в бездну и тем приятнее потом выныривать обратно, с новой остротой ощущая, что у тебя все хорошо. К тому же в процессе многое узнаешь о самом себе и об окружающих. По-моему, между психологами и актерами много общего – и те, и другие изучают людей, пытаются понять, как устроен их внутренний мир. Так что в каком-то смысле я и есть психолог по совместительству (смеется).

Клэр Дэйнс (Claire Danes) на 65-й церемонии вручения премии «Эмми», 2013 год
Клэр Дэйнс (Claire Danes) на 65-й церемонии вручения премии «Эмми», 2013 год

Поступив в Йель, вы оставили актерскую карьеру. Неужели всерьез подумывали о смене профессии?

К. Д.: Ну как сказать… Вообще-то к тому моменту я действительно устала быть актрисой, мне хотелось исследовать другие стороны своей натуры. Я не чувствовала себя сложившейся личностью: у меня не было собственной системы ценностей, эстетических взглядов, философии. Нужно было на время отключиться от привычного ритма жизни, чтобы найти себя. Я решила, что учеба – идеальный вариант.

А в итоге поиски привели на то же место?

К. Д.: На самом деле я просто соскучилась по работе. Хотя поначалу играть после долгого перерыва было непривычно, у меня выработался какой-то слишком академический подход – я анализировала своих персонажей так, будто собираюсь писать эссе. Пришлось заново учиться интуитивному восприятию. Но эти два года в Йеле определенно были мне полезны – в первую очередь для социализации. В школе у меня были с этим проблемы: мне так не нравились все эти дурацкие разделения на кружки популярных и непопулярных, какие-то нелепые социальные правила. Я отказывалась вписываться в эту систему, за что неоднократно получала по носу. Два раза меняла школу из-за конфликтов с одноклассниками, а в итоге вообще перешла на частное обучение. Подростки ужасно злые, особенно девочки. Только после университета я перестала побаиваться своих ровесниц – как выяснилось, многие из них с годами превращаются во вполне приличных людей. А то ведь могла бы всю жизнь так и прожить, считая всех женщин исчадиями ада.

«ЭТОТ СЕЗОН «РОДИНЫ» ВЫДАЛСЯ МРАЧНЫМ. КЭРРИ ЧУВСТВОВАЛА СЕБЯ ОСОБЕННО ОДИНОКОЙ И НЕСЧАСТНОЙ. ТАКОЙ КОНТРАСТ С МОИМ СОСТОЯНИЕМ!»

То есть в сериале «Моя так называемая жизнь», где многим запомнился ваш исключительно достоверный подростковый бунт, вы рассказывали и про свои проблемы?

К. Д.: Так получилось, что этот сериал, по сути, и заменил мне опыт учебы в старших классах. Из-за съемок я выпала из этой жизни, смотрела на нее со стороны. У меня даже первый поцелуй случился именно на экране. Я же очень рано начала работать и сразу захотела, чтобы меня все воспринимали всерьез. Строила из себя невесть что и от других требовала слишком многого. Потом-то поняла, что одна из главных радостей взрослой жизни – это вести себя как ребенок, отбросив серьезность. Если честно, я рада, что юность уже позади.

Выходит, из-за работы вы слишком быстро повзрослели?

К. Д.: Не только из-за работы. Я вообще чуть ли не с младенчества играла во взрослого. Причем во взрослого в детском представлении – чересчур важного и повелевающего. В три года затребовала сидеть во главе стола (мне, кстати, разрешили). В четыре, недовольная новой стрижкой, накинулась на маму: «Ты зачем позволила такое со мной сделать? Это мое тело, я хочу распоряжаться им сама». Еще у меня был пунктик насчет соблюдения заведенного порядка. Помню, мне часто снился кошмар, что я открыла рождественские подарки раньше времени. Я была до абсурда серьезным ребенком, одержимым ответственностью. Я даже к родителям покровительственно относилась, считала их слишком инфантильными, в каком-то смысле стала «родителем» своим родителям. Подозреваю, это чувство возникло отчасти из-за того, что мама держала домашний детский сад и мне приходилось делить ее с кучей других детей младше меня. Наверное, я старалась всех вокруг опекать как раз потому, что мне самой немного не хватало заботы.

Биполярная драма

Поклонники сериала «Родина» во главе с президентом США с нетерпением ждут продолжения истории об агенте ЦРУ Кэрри Мэтисон (Дэйнс) и бывшем военнопленном Николасе Броуди (Дэмиен Льюис). По слухам, премьера 4-го сезона намечена на октябрь. Сериал вырос из чувства растерянности после терактов 2001 года: борцы с терроризмом теперь по-разному видят цели и методы борьбы, по-разному понимают патриотизм... Дэйнс, получившая за роль множество престижных наград, по ее словам, ни в чем не похожа на Кэрри, но восхищается ею: «Она же типичный супергерой! Кто откажется сыграть супергероя?»

Клэр Дэйнс (Claire Danes) и Дэмиан Льюис (Damian Lewis), звезды сериала «Родина» (Homeland) на церемонии вручения премии Эмми, 2012 год
Клэр Дэйнс (Claire Danes) и Дэмиан Льюис (Damian Lewis), звезды сериала «Родина» (Homeland) на церемонии вручения премии Эмми, 2012 год

А с собственным с сыном вы стараетесь не повторить родительских ошибок?

К. Д.: Я бы не сказала, что считаю неправильным то, как растили меня. Мне нравится, что родители очень творчески подходили к воспитанию: взять хотя бы то, что у нас в квартире были качели, батут и целый чемодан маскарадных костюмов. Я эту традицию продолжаю и Сайруса на первый же его День благодарения нарядила в Кинг-Конга. А сама изображала небоскреб Empire State Building, приделав к голове выкрашенный серебряной краской вантуз. Ну и конечно, я стараюсь как можно больше бывать вместе с сыном. Когда он был грудничком, я повсюду таскала его с собой – на съемки, на приемы, в перелетах. Где только я его не кормила: в здании суда, в психиатрической больнице, в отеле, где проходило вручение какой-то премии. Самая поразительная вещь, которую я открыла для себя, став мамой, – это физиологическая потребность быть со своим сыном. Привязанность матери к ребенку – это что-то настолько мощное… ну не знаю, все равно что суперклей. Первое время я вообще ничем посторонним заниматься не могла, когда он рядом, – ни читать, ни телевизор смотреть. Только наблюдать за ним, следить, как он постоянно меняется. Я даже боялась, что после родов совсем не захочу больше работать.

И тем не менее вы продолжили съемки в «Родине». Роль Кэрри, требующая большого нервного напряжения, как-то не вяжется с образом кормящей матери.

К. Д.: Да уж, контраст был разительный. Этот сезон выдался особенно мрачным, Кэрри чувствовала себя как никогда одинокой и несчастной. Прямая противоположность моему состоянию счастливой расслабленности и эйфории от близости с мужем и ребенком. Но оттого что я сегодня чувствую себя более цельным, более зрелым человеком, я могу смелее погрузиться туда, где страшно, и остаться невредимой. Теперь я на это способна. Это вообще-то потрясающее ощущение – изнутри своих ролей понимать, что вообще значит быть личностью.

Ваш муж ведь тоже актер. Вы обсуждаете с ним рабочие моменты или удается оставить их за пределами дома?

К. Д.: Я давно научилась «отключать» своих героинь, уходя со съемочной площадки, чтобы рабочий процесс не вторгался в личную жизнь. Мы вообще редко говорим о работе, разве что помогаем друг другу разучивать роли. К тому же Хью не разрешает мне рассказывать, что будет дальше в сериале, – он сам его обожает и боится спойлеров. А еще, надо сказать, очень кстати оказались особенности его британского характера. Я-то выросла в стране, где любые проблемы решают с помощью психоаналитика. А Хью помог мне понять, что зачастую дело в банальной усталости. Иногда необязательно копаться в себе в поисках глубинных тревог – достаточно просто выспаться.

Похоже, что у вас с мужем полная гармония.

К. Д.: Абсолютная! Трудно описать, что чувствуешь, когда находишь своего человека. Все вдруг обретает смысл, и ты перестаешь задумываться над тем, что делаешь правильно или неправильно. Я всегда слишком буквально воспринимала тезис «над отношениями надо работать» и из-за этого долго отказывалась признавать, что пора расстаться. А ведь на самом деле в отношениях должно быть легко и интересно. Знаете, когда я по-настоящему осознала, что Хью – именно тот, кто мне нужен? Я очень люблю устраивать тематические вечеринки с шампанским и поделками, друзья это называют стилем «детсадовская изысканность». Так вот, однажды мы с гостями мастерили рождественские украшения. Хью сделал потрясающую гирлянду из маленьких ковбоев со словами «Счастливых праздников!». И тогда я подумала: с человеком, который любит что-то делать своими руками так же, как я, я готова провести всю оставшуюся жизнь.

Ее любимые роли

Леонардо + Джульетта

В переиначенной на современный лад экранизации шекспировской трагедии «Ромео + Джульетта» (реж. Баз Лурман, 1996) совсем юная Дэйнс воплотила в жизнь сразу две мечты любой актрисы: сыграла Джульетту и снялась вместе с самим Леонардо ДиКаприо. Тот позже рассказывал, что во время проб сразу обратил внимание на Клэр, поскольку из всех претенденток лишь она отважилась прямо смотреть в глаза кумиру.

Судьбоносный «Вечер»

Фильм «Вечер» (реж. Лайош Кольтаи, 2007), вопреки блистательному актерскому составу (Тони Колетт, Ванесса Редгрейв, Мэрил Стрип, Гленн Клоуз), не имел громкого успеха. Но благодаря ему Клэр познакомилась со своим будущим мужем Хью Дэнси, сыгравшим роковую первую любовь ее героини.

Высшая похвала

Игра Дэйнс в биографическом минисериале «Тэмпл Грандин» (2010) снискала восторженные отзывы не только критиков, но и самой героини. Аутистка, ставшая специалистом по поведению животных, признала, что актрисе удалось в буквальном смысле «стать ею». Именно эти слова Клэр называет высшей похвалой своей работы.