Русские женщины в Роттердаме: Манижа заняла место в финале Евровидения

Певица Манижа заняла 9-е место на конкурсе «Евровидение», исполнив вдохновляющую песню «Russian woman». На первом месте — итальянская рок-группа Måneskin.

Несмотря на цифры и оценки, мы можем назвать Манижу победительницей сердец: ее песня нашла отклик в душах миллионов слушателей по всему миру. За 3 дня видео с выступлением певицы в первом полуфинале конкурса собрало больше 10 миллионов просмотров на Youtube. Как отметили многие пользователи, кажется, впервые номер участника из России чаще комментируют иностранцы, нежели соотечественники.

Комментаторы зачастую подчеркивали, что незнание русского языка не помешало им догадаться, какую идею транслирует композиция «Russian woman», и признавались, что интуитивно подпевали припеву. Пользовательница из Греции отметила: «Лучшее выступление в полуфинале: тема прав и возможностей женщин меня просто поразила!»

Были среди комментаторов и пользователи из России, которые признавались, что прошли все «стадии принятия» песни. Сначала чувствовали отрицание и недовольство, потом непонимание и удивление, но позже прониклись смыслом песни, силой и энергией Манижи.

А ведь именно эти качества позволили певице идти к своей цели, невзирая на волну ненависти, которая обратилась против нее в Сети. Вспомним, каким был ее путь к финалу конкурса и какие сложности ей пришлось преодолеть за последние месяцы.

Русские женщины в Роттердаме: Манижа заняла место в финале Евровидения

Часть соотечественников была возмущена тем, что представлять Россию на конкурсе будет именно Манижа. Во-первых, потому, что она — российская певица таджикского происхождения, и это, оказывается, многих смущает. Во-вторых, потому что послание, которое она передает не только русским женщинам, но и всему миру, многие не поняли и уж тем более не приняли: «Она выступает за ложные ценности», «Манижа коверкает историю и образ наших женщин».

Кажется, когда вопрос коснулся международного конкурса, многие забыли о том, что Россия — многонациональная страна. А прежде на Евровидении выступали Алсу и Дина Гарипова (татарки по национальности), Наталья Подольская (родившаяся и выросшая в Беларуси), Анастасия Приходько (родившаяся и выросшая на Украине).

Дима Билан напомнил хейтерам, что он родом из Кабардино-Балкарии: «Почему этот вопрос не поднимался, когда я ехал?» Вместе с ним на защиту песни и самой Манижи встали и другие российские знаменитости: Юлия Пересильд, Надежда Бабкина, Алла Пугачева, Ксения Раппопорт, Юлия Савичева, Ингеборга Дапкунайте, Чулпан Хаматова…

Почему песня Манижи так сильно взбудоражила наше общество? И чему мы можем научиться на примере этой истории?

Русские женщины в Роттердаме: Манижа заняла место в финале Евровидения

«Отразить в трех куплетах женскую боль и тут же предложить лекарство»

Ирина Гросс, клинический психолог

В музыке, как и в фильмах и в других произведениях искусства, люди ищут основу для самоидентификации, стараются найти то, что отражает их состояние. Музыка, которую слушает человек, — ключ к прочтению его души.

Массовый интерес к тому или иному явлению всегда отражает коллективное бессознательное. Любой творческий продукт обретает успех и ценность, когда выносит на первый план то, что люди бессознательно чувствуют. Безусловно, песня Манижи отражает реальность (пусть и не осознанную многими), и потому она никого не оставила равнодушным и получила столько откликов.

Те, кто отреагировал позитивно, скорее всего, осознают ситуацию, в которой находятся, и радуются тому, что Манижа «почувствовала» их. Те, кто поднял волну хейта, пока не осознают происходящее, но бессознательно на него реагируют, а значит, тоже чувствуют.

Это настоящая некрасовская «русская баба», только в современной интерпретации

Манижа — психолог в третьем поколении (ее мать, как и сама певица, имеет психологическое образование, бабушка — психиатр). Она выросла среди мудрых и образованных женщин, которым пришлось быть сильными, чтобы сохранить себя. Ее песня «Русская женщина» — это современная молитва. В трех куплетах Маниже удалось отразить основную женскую боль — и тут же предложить лекарство.

Как наши бабушки заговаривали, замаливали, нашептывали, так и Манижа заклинает и призывает женщин превращаться из маленьких, послушных, одиноких и беспомощных во взрослых, сильных; становиться теми, кто умеет любить и уважать себя.

Это ведь настоящая некрасовская «русская баба», только в современной интерпретации. Горящая изба превратилась в поле. Вместо того, чтобы останавливать коня, героиня хочет «на ручки» и ждет корабля… Когда это произошло? Когда женщины стали инфантильными? И на эти вопросы внимательный слушатель найдет ответ в песне.

Манижа собой и своей личной историей олицетворяет ролевую модель

У Некрасова в XIX веке женщина была «во всякой одежде красива, ко всякой работе ловка». Но ее современная сестра почему-то недостаточно хороша: «Ты в целом красива, но вот похудеть бы... Надень подлиннее, надень покороче…» Голосам, которые заставляют вечно сомневаться в себе, обвиняют, ругают, оценивают, Манижа предлагает конкретный, простой и четкий антитезис: «Отвалите!»

Как психолог певица зрит в корень проблем:

«Борются, борются,
Все по кругу борются, да не молятся.
Сын без отца, дочь без отца,
Но сломанной family не сломать меня...»

Сломанные семьи, сломанные судьбы, раненые люди… Манижа собой и своей личной историей олицетворяет ролевую модель, она показывает нам образ современной женщины со всеми ее проблемами. Она разрешает, говорит: «Можно!» Можно не проситься на ручки, можно быть самостоятельной, делать свой выбор и нести ответственность за него.

«Встала и пошла» — лозунг, который попал «в яблочко». Манижа не объясняет, не усложняет, а буквально кричит из экрана в ухо каждой женщины: «Ты можешь! Ты сильная! Я верю в тебя, даже если ты сама в себя не веришь!» Это слова, которые сегодня очень нужны нам всем.

Кроме содержательного и смыслового попадания, певица угадала и с формой подачи. Песню нельзя отнести к определенному стилю: это компиляция разных жанров. И это же отражает современный тренд: нет границ, все смешалось, «русский женщин» выбирают себя. А значит, и Манижу.

Об эксперте

Ирина Гросс

Ирина Гросс — клинический психолог, специалист в области транзактного анализа и гештальт-терапии.