alt
Фото
SIPA PRESS FOTOBANK.COM

Бокал Pinot Grigio пустеет медленно. Зельвегер отпивает маленькими глотками и именно так, как положено пить хорошее вино: вдыхая воздух носом, чтобы кислород и вино вошли во взаимодействие, раскрывая истинный букет. Кажется, так она поступает и во всей остальной жизни: ей надо почувствовать истинный вкус, определить «букет» происходящего. Когда мы встретились, она пристально посмотрела на меня и спросила: «Мы знакомы? Уже виделись?» Как если бы факт, что мы уже виделись когда-то, задал бы тон грядущего общения. Я ответил, что вряд ли, да и какая разница, если она меня не помнит. Она ответила, что, во-первых, вспомнила бы, а во-вторых, если мы уже виделись, то интуитивно не являемся новостью друг для друга, а значит, можем «беседовать на другом уровне». Но так как мы не встречались и интуитивное нас не объединяет, Зельвегер предупреждает, что не терпит критики, не переносит журналистского любопытства и не любит делиться с миром своими переживаниями. Что не надо ей задавать вопрос, как она набирала вес, чтобы сыграть Бриджет Джонс, а потом сбрасывала его. Ей задают его бесконечно, а он дурацкий — на то она и актриса, чтобы меняться для роли. Что вес для нее — это только вопрос гигиены, потому что она занималась спортом и «целила в олимпийцы» и потому что у ее мамы медицинское образование и она за ними с братом в смысле здоровья очень следила. Что сама она, Рене, ведет здоровый образ жизни: «не курит ни-че-го, совершает пробежки и пьет очень мало». В результате я не выдерживаю и спрашиваю: «Это инструктаж?» На что Зельвегер вздыхает вроде бы даже с облегчением и произносит самую странную фразу, когда-либо слышанную мною от интервьюируемых: «Испугались? Тогда начинайте». И я бесстрашно начинаю с самого непростого — самого личного.

Коротко о главном

Как вы справляетесь с эмоциональными кризисами?

Отправляюсь на пробежку. Завожу мотор и накручиваю сотню километров по пустыне. Иногда могу поплакать. А вы не плачете вроде бы без причины?

Как вы чувствуете себя в одиночестве?

Я по натуре странница. И по-настоящему счастлива только в путешествии. Одиночество — одно из таких путешествий.

Ваш главный план на ближайшее время?

Справиться со своей известностью. Не дать ей управлять моей жизнью.

Вы, говорят, учитесь играть на пианино? Зачем?

Надо себя все время чему-то учить. Я именно что учу себя.

Что вы любите делать в выходные?

Наслаждаться тем, что сегодня не надо думать, как я выгляжу.

Чего не хватает вам как актрисе?

Личной истории. Берт Ланкастер воевал во Вторую мировую, Джоан Кроуфорд была прачкой, Барбара Стейнвик с 13 лет работала упаковщицей в магазине. Сквозь жизни великих звезд прошлого прошла сама История. И уже поэтому они были интересны. А мое поколение история миновала.

alt

Psychologies: Можно сразу о самом, извините, необычном — о вашем единственном замужестве, которое длилось 128 дней...

Рене Зельвегер: Да... Я вышла замуж в 36 лет. За человека, в которого была влюблена. И развелась через четыре месяца. Все это, на сторонний взгляд, действительно как-то нелепо. Спрашивайте.

Итак, почему? Почему вы расстались?

Р. З.: Когда мы приехали в мой дом на Лонг-Айленде, недалеко от Нью-Йорка, где и собирались жить, очень скоро выяснилось: Кенни не принимает моего образа жизни, моих друзей и вообще — меня в этих новых обстоятельствах. Я почувствовала это и пустоту, которая вдруг образовалась между нами. Оказалось, что между нами нет отношений. А длить пустоту бессмысленно.

Вам кажется, что развод в вашем случае — следствие взаимного недопонимания, недостаточного знания друг друга?

Р. З.: О, тут множество причин. Во-первых, мы с Кенни познакомились, когда участвовали в благотворительной кампании по сбору средств жертвам цунами в Азии. Это был такой подъем... У твоей жизни вдруг появилась ясная, конкретная и, извините за пафос, возвышенная цель — помочь людям, выжившим в катастрофе. Это приподнятое состояние сказалось на нашем знакомстве: мы оба были в некоей эйфории. Эйфория и приняла за нас решение: мы поженились очень скоро. И приехали ко мне на Лонг-Айленд. А у меня в это время жила подруга, потрясающий художник. Жила она вместе с мужем и маленьким ребенком и ждала второго: у меня они пережидали грандиозный ремонт, который затеяли в своем доме. Они решили, что новый человек, который скоро родится, должен войти в обновленный дом. И правда, не в гостиницу же им идти, когда у меня дом очень часто пустует. Но в результате оказалось, что молодожен Кенни приехал в дом, где кроме жены живут еще маленький ребенок, беременная женщина, незнакомый мужчина, три их кошки и моя кошка. А со всей этой компанией он делить меня не был готов.

То есть, выбирая между любовью и дружбой, вы выбрали дружбу?

Р. З.: Я не выбирала. Повторяю: наши отношения обессмыслились. И я, и Кенни «вчитали» друг в друга смыслы, которых в нас не было. Я... перед замужеством явно начала искать какой-то другой жизни. Моя жизнь проходила в съемках, кампаниях по продвижению фильмов, во встречах с агентами и режиссерами, церемониях и прочем официозе. Я не хотела и не хочу верить, что это все, вся моя жизнь... Вот та моя подруга — она потрясающий художник. Но она вышла замуж за парня, с которым вместе училась, купила ферму, завела одного ребенка, потом второго и не брала в руки кисть три года, разве что для того, чтобы написать высокохудожественные приглашения на свадьбу и крестины. Просто оказалось, что в жизни для нее появилось нечто более важное, чем искусство, чем профессия. Со мной случилось что-то подобное. Мне нужно было отложить свою кисть. Перестать нестись на съемки, думать о том, в каком состоянии прическа, как я одета, понравлюсь ли вот вам во время нашего интервью... Мне нужно было остановиться. Я остановилась на Кенни. Я вчитала в него свой, ему не свойственный смысл. Я написала для него роль. Он какую-то роль написал для меня. Но оба мы оказались неважными исполнителями ролей, на которые были утверждены. Я даже думаю, что это самая распространенная причина распада отношений: мы сообщаем человеку некий смысл, вписываем в свои планы, а он другой и тоже имеет право на планы. Так что я не жертва. И никогда ею не бывала.

1987 год: выпускница позирует своему бойфренду.
1987 год: выпускница позирует своему бойфренду.

Может быть, в вас, как и во всех нас, говорит модель семейных отношений, заданная в детстве родителями, их отношениями?

Р. З.: Нет, в нас может говорить только то, что мы поняли об их отношениях. Мои родители — вообще странный пример. Для Америки странный. Папа — швейцарец, семья его уехала из Швейцарии, когда он был уже подростком. Мама — норвежка, по крови — саами. Родители мои так и остались в чем-то европейцами. Например, не сказала бы, чтобы они так уж нами с братом гордились. А ведь гордиться есть чем: мой брат очень видный менеджер в виноделии, а я сижу перед вами... Но нет, они так и говорят: все у нас на старости лет хорошо, детей вырастили неплохих — во всяком случае, из тюрьмы с просьбой внести за них залог не звонят... И в детстве нашем так же было — не по-американски, хотя жили мы в маленьком городке в самом-пресамом американском штате — в Техасе. Например, у нас не было традиции всей семьей по выходным ходить в кино, что очень по-американски и... обеспечивает некоторый кассовый успех наших фильмов. Во-первых, кинотеатра в нашем городке не было, а во-вторых, у нас это просто не было заведено. В результате первый серьезный фильм я увидела только в колледже. Мой отец, он инженер, очень много работал. И немало зарабатывал. Он чрезвычайно умен и очень консервативен. Кстати, наверное, поэтому родители так долго и не женились: они познакомились в океане, на корабле, и до женитьбы их роман длился два года. Так вот, отец достаточно зарабатывал, но в семье нашей принято было экономить. Мы ни в чем не нуждались, но трата каждого цента была обоснована, что, по-моему, скорее по-швейцарски. Американец бы набрал кредитов...

Первый успех...в американском футболе: Рене-лучший игрок школы.
Первый успех...в американском футболе: Рене-лучший игрок школы.

Как вы переносили то, что ваша семья отличалась от прочих?

Р. З.: Мне скорее нравилась наша исключительность — я и сейчас горжусь своими саамскими узкими глазами и высокими скулами. И потом, я же занималась спортом, а в детстве все просто: если ты можешь подтвердить свою состоятельность физически, ты на коне.

Вы — воплощение американской мечты, дочка эмигрантов, ставшая богатой и знаменитой. Как вы относитесь к такому взгляду на себя?

Р. З.: А американская мечта — это что? Это чтобы занять место на социальной лестнице, желательно повыше, и заполучить денег, желательно побольше? К самой такой американской мечте я отношусь очень прохладно. Деньги... Я не позволяю им вмешиваться в мои дела. Не выбираю роли по величине гонорара. Не позволяю деньгам влиять на мои отношения с людьми. Словом, уж они-то меня не испортят. Но главное, тот, кто верит в американскую мечту, приготовленную из финансово-социальных ингредиентов, устроен вертикально: для него в смысле жизненного успеха есть верх и низ. И поэтому всю жизнь, всю дорогу он карабкается. А я устроена горизонтально и живу в горизонтальном мире: у всего и всех здесь есть право на существование, а верх и низ есть только внутри меня. Только я знаю, где мой подлинный успех, а где настоящий провал. Мой мир велик и широк, и по нему можно путешествовать. А по вертикальному миру — только карабкаться, вечно задыхаясь. Но для моих родителей американская мечта состояла не в деньгах и ступеньках социальной лестницы, а в самореализации. Они приехали, чтобы состояться. Я их понимаю.

Американская актриса Рене Зеллвегер (Renee Zellweger) удостоилась именной звезды на Аллее Славы в Голливуде, 24 мая 2005.
Американская актриса Рене Зеллвегер (Renee Zellweger) удостоилась именной звезды на Аллее Славы в Голливуде, 24 мая 2005.
Фото
Rex Features Fotobank.com

А у вас какие мечты? И сама категория мечты — что это для вас?

Р. З.: Знаете, как-то так случилось, такое удивительное у меня везение, что жизнь опередила мои мечты. Я никогда не была настолько самонадеянна, чтобы мечтать о том, что в результате получила. Мои мечты были с виду скромнее: я хотела быть самостоятельной, хотела иметь возможность отвечать за себя, хотела научиться чему-то стоящему, хотела путешествовать. Хотела, чтобы жизнь бросала мне вызовы, и соответствовать этим вызовам. Когда я получила свою первую работу в баре в Остине, когда вытирала столы и стояла за стойкой, когда сама смогла наконец платить и за учебу, и за квартиру, начала ходить на прослушивания и иногда даже получала крохотные рольки, которые мне нравились... вот именно тогда сбылись самые важные для меня мечты. И произошло это задолго до того, как мне позвонили и сказали: «Вы утверждены на роль. Приходите знакомиться с вашим партнером, Томом Крузом». У меня нет никаких «параметров счастья» — критериев, по которым оно определяется. Мне бы, скажем, хотелось иметь некое подобие семьи, но я никогда не считала, что, например, к возрасту Х я должна иметь вот такой дом и столько-то детей. Все правильные для нас вещи с нами случаются сами. А если со мной не случатся, я от этого не собираюсь быть менее счастливой.

Когда вы испытываете ощущение счастья?

Р. З.: Когда чувствую, что вот сейчас, злясь или плача, я живу самой полной жизнью. Когда целую свою кошку. Когда еду по пустыне. Когда занимаюсь спортом... Когда разжигаю камин и играю возле него на гитаре. Когда читаю любимые книги или те, которые начинаю любить. И неизвестно, откуда приходит это ощущение счастья. Я отчетливо почувствовала его в Румынии на съемках «Холодной горы». Я увидела там совершенно другой образ жизни — в сравнении с нашим, американским, он показался мне куда более настоящим, подлинным. Там понимаешь, как мало материального человеку действительно нужно для жизни и как прекрасна может быть куда более простая жизнь, чем у нас. Когда ты видишь 80-летнюю... нет, вовсе не старуху — женщину, которая рубит дрова, понимаешь, хочется быть такой же — сильной оттого, что заботилась всю жизнь о себе сама, — и в 80 лет так же заботиться о себе. И люди такие есть, они живут простую жизнь, должны быть сильными и счастливы — им и в голову не приходит жаловаться на какие-то там неурядицы.

Вы сыграли Бриджет Джонс — ту, с которой идентифицируют себя миллионы землянок. А сами вы идентифицируете себя с ней?

Р. З.: Нет, скорее учусь у нее. Что меня в ней действительно восхищает, так это непреходящий оптимизм перед лицом напастей. Она терпит на романтическом фронте все новые провалы, но оказывается способна оглянуться на случившееся, вокруг себя... и посмеяться над собой. Я тоже стараюсь почаще оглядываться. И тогда действительно получается, что есть смысл над собой смеяться. Что сам ты еще нелепее своих амбиций.

Личное дело

alt
  • 1969 25 апреля в городке Кэйти (Техас) у Эмиля Эриха Зельвегера, инженера, и его жены Кайлфрид Андреассен, медсестры-акушерки, родился второй ребенок, дочь Рене Кэтлин (их старший сын Эндрю на два года старше).
  • 1988 Поступает на факультет журналистики университета Техаса, где берет уроки по актерскому мастерству и пробуется на роли в фильмах.
  • 1992 Заканчивает университет по специальностям «журналистика» и «английская филология».
  • 1994 «Техасская резня бензопилой. Возвращение» Кима Хенкела — первая заметная роль в кино.
  • 1995 Переезжает в Лос-Анджелес, чтобы начать карьеру в Голливуде; начинает четырехлетние партнерские отношения с актером Рори Кокрэйном.
  • 1996 Первая голливудская роль — «Джерри Магуайр» Кэмерона Кроу, в котором партнером Зельвегер стал Том Круз.
  • 1999 «Холостяк» Гэрри Синьора.
  • 2000 «Сестра Бетти» Нила ЛаБьюта, «Я, снова я и Ирен» братьев Фаррелли; начало длительных личных отношений с актером Джимом Кэрри.
  • 2001 «Дневник Бриджет Джонс» Шэрон Магуайр; номинация на «Оскар» за роль в «Дневнике...»; становится «лицом» и одним из донаторов Фонда поддержки исследований женских раковых заболеваний.
  • 2002 «Чикаго» Роба Маршалла, в котором Зельвегер сама исполняет все танцевальные и вокальные номера; номинация на «Оскар» за роль в «Чикаго»; роман с актером и режиссером Джорджем Клуни.
  • 2003 «Холодная гора» Энтони Мингеллы; роман с рок-музыкантом и певцом Джеком Уайтом.
  • 2004 «Золотой глобус» и «Оскар» за роль в «Холодной горе».
  • 2005 Выходит замуж за певца в стиле кантри Кенни Чесни и через четыре месяца разводится с ним.
  • 2006 Первый продюсерский опыт — фильм «Мисс Поттер» Криса Нунана, где Зельвегер также исполняет главную роль.
  • 2007 Съемки в романтической комедии Джорджа Клуни Leatherheads; озвучивание анимационного фильма Bee Movie Стива Хикнера и Саймона Смита.