Кадр из фильма «Смерть единорога»
Богатые под прицелом
«Смерть единорога» — дебютная работа режиссера Алекса Шарфмана, которая следует нескольким тенденциям, закрепившимся в последние годы в кино. Одна из них связана с лозунгом Eat the Rich! («Ешь богатых!»). Режиссеры все чаще выступают в своих лентах с критикой капитализма, не уставая высмеивать богачей, демонстрировать классовое неравенство и повторять: бесконечная жажда наживы обязательно приведет к краху.
Например, оскароносное драмеди «Анора» Шона Бейкера наглядно показывает, что в мире власти и денег чувства заменяются сделкой, которую не так трудно расторгнуть. В каннском хите 2022-го — едкой комедии «Треугольник печали» — режиссер Рубен Эстлунд отправляет избалованную элиту на необитаемый остров, заставляя таким образом занять место пониже в социальной иерархии. А антиутопия Мишеля Франко «Новый порядок», показанная в 2020 году на Московском международном кинофестивале, выносит неутешительный вердикт обществу, в котором классовый разрыв оборачивается тоталитарной диктатурой.
«Смерть единорога» тоже ерничает над сверхбогатыми, создавая карикатурный портрет противных жадных людей, ловко прикрывающихся благими намерениями
Лента объединяет в себе социальный комментарий, сатиру, фантастику и кровавую черную комедию в духе недавней «Обезьяны» Осгуда Перкинса. В центре сюжета оказываются подросток Ридли (Дженна Ортега) и ее отец Эллиот (Пол Радд), которые приезжают в поместье алчной семьи Леопольдов, владеющих фармацевтическим бизнесом. Мужчина надеется получить новую должность, обеспечив им с дочерью хорошее будущее. А девочка пытается справиться с горем от утраты мамы и никак не может найти точки соприкосновения с папой.
Сблизит родню неожиданная авария: по дороге Эллиот случайно сбивает малыша-единорога — оказывается, они существуют! Вскоре выясняется, что кровь и рог животного обладают чудодейственными свойствами. И разумеется, Леопольды пойдут на все, лишь бы использовать это открытие ради извлечения прибыли.
Временами фильм Шарфмана значительно проседает в сценарии, но в безумстве происходящего на экране есть свое очарование. Однозначно веселит дурная семейка, в особенности персонаж Уилла Поултера. Его избалованный сын миллиардеров Шепард, вальяжно прогуливающийся весь хронометраж то в плавках, то в шортах и мокасинах, отвечает за самые комичные моменты. И он же, кажется, лучше всех олицетворяет группу морально бескомпромиссных людей, готовых на любые жертвы ради достижения цели.
К слову, для создания образов антагонистов режиссер мог вдохновиться семьей Саклер, владеющих фармацевтической компанией Purdue Pharma и подсадивших всю Америку на опиаты.
Злые единороги
Вторая тенденция связана с самими единорогами. Сказочное существо давно закрепилось в массовой культуре как изящное, милое создание. Но Алекс Шарфман наследует популярным нынче адаптациям детских историй в жуткие хорроры («Винни Пух: Кровь и мед», «Месть Попая», «Мышеловка Микки») и показывает, что единороги — вовсе не добряки.
Убийством жеребенка герои вызывают гнев его родителей — сильных, свирепых животных, берущих курс на кровавую месть. Сюжет режиссер подкрепляет средневековыми легендами и преданиями, согласно которым укротить мифическое существо могла только чистая дева. Ею в фильме выступает героиня Дженны Ортеги, единственная, кто предчувствует суровое возмездие и является голосом разума в творящемся хаосе. Именно она пытается предупредить отца об опасности, но Эллиот слишком обеспокоен вероятностью остаться без повышения и не слушает дочь.
Тест: Кем бы вы были в Средневековье?
- 1/8
- Чем вам нравится заниматься на досуге?
Семья в центре внимания
Линия с единорогами призвана подсветить взаимоотношения Ридли и Эллиота. Как и мифические создания, герои тоже переживают смерть члена семьи, но если животных горе объединяет, то отца и дочь, наоборот, отдаляет. Мужчина уверен, что командировка поможет им все наладить, но возможность заполучить легкие деньги быстро туманит разум и раз за разом разводит его с Ридли по разные стороны баррикад.
Семейные отношения Алекс Шарфман ставит в центр внимания, но именно они оказываются в «Смерти единорога» самым слабым звеном. Весь фильм герой Пола Радда только и делает, что подводит собственного ребенка, но одним решением все же удостаивается прощения. Выглядит это очень неубедительно, учитывая тот факт, что попыткам наладить коммуникацию между папой и дочкой почти не уделялось внимания.
В результате единственные, кому зритель по-настоящему сочувствует, — невинные существа, ставшие жертвами человеческой жадности. А еще персонажу Энтони Кэрригана, которому наравне с Поултером удается приковывать к себе все внимание. Кажется, его дворецкий Леопольд, как и мы, дивится странным причудам богатых. А затем, выдыхая, довольно покидает вычурный особняк, наверняка решив больше никогда не связываться с единорогами.