Стоит ли вести дела с близкими и как избежать проблем, если вы все же решились
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Камень преткновения

Некоторые на личном опыте убедились, что вести бизнес с родственниками или близкими людьми сложно. Во-первых, из-за личной привязанности тяжело рассматривать ту или иную нештатную ситуацию — а без них свое дело не обходится — так, как того требует процесс. Во-вторых, при работе с близкими неизбежно нарушается дистанция, отсутствует субординация. В обоих случаях вашего умения абстрагироваться может быть недостаточно для сохранения хороших отношений. А нередко именно оно в итоге становится камнем преткновения.

Если вопрос субординации в коллективе для вас на первом месте — вести бизнес с родными будет не просто. Это принесет деструктивные эмоции всем сторонам. Но не бывает правил без исключений.

Плюсы и минусы ведения дел с близкими

Любое сотрудничество имеет положительные и отрицательные стороны. Предприятие с родными людьми — в том числе.

Плюсы

  • Доверие и лояльность. Родственники обладают высокой степенью доверия друг к другу, что способствует более качественной коммуникации и ускоренному принятию решений, касающихся бизнес-процессов.

  • Общие ценности. У представителей одной семьи, как правило, одинаковое видение будущего, что делает сотрудничество более гармоничным. В таком партнерстве бизнес развивается эффективнее и быстрее, становится гибким.

Минусы

  • Личное смешивается с деловым. Работа с родственниками может привести к конфликтам и напряженности в отношениях, что неизбежно отразится на личной жизни.

  • Расхождение во мнениях. У близких людей могут быть как одинаковые, так и прямо противоположные взгляды на ведение рабочих процессов. Во втором случае это отрицательно сказывается и на бизнесе, и на взаимоотношениях в семье.

  • Проблемы с привлечением инвестиций. Бизнес с родственниками может вызвать недоверие со стороны инвесторов, что ограничит возможность масштабирования. Как следствие, эффективное развитие предприятия будет под большим вопросом.

Принимая решение об открытии бизнеса с родственниками или близкими людьми, необходимо учитывать обе стороны медали. И действовать только после скрупулезной оценки всех плюсов и минусов.

Как вести дела с родными без ссор и недопонимания

Уже на старте важно договориться, а еще лучше — зафиксировать документально пункт о субординации на рабочем месте, чтобы не возникало панибратства. Если вы не договоритесь об этом «на берегу», то избежать свойственничества без риска потери хороших взаимоотношений будет уже невозможно. Также оно негативно влияет на других сотрудников.

Выстраивание отношений при ведении бизнеса с близкими людьми требует усилий с обеих сторон. Вот несколько советов, которые помогут предотвратить недопонимания и обиды:

1. Разделение бизнеса и личной жизни

Один из ключевых способов сохранить хорошие отношения. Также важно позаботиться о том, чтобы общение в семейном кругу проходило вне рабочего времени.

2. Честность и открытость

Если между родными есть какие-то недопонимания или конфликты, лучше обсудить их до того, как они обострятся и приведут к серьезным проблемам.

3. Определение ролей и зоны ответственности

Чтобы избежать ссор и просадок в бизнесе, важно заранее определить и зафиксировать роли и зоны ответственности каждого. Это поможет четко понимать, какие ожидания возлагаются на каждого из партнеров.

4. Качественная коммуникация

Важно своевременно информировать друг друга о значимых изменениях или решениях. Так удастся избежать как конфликтов, так и непредвиденных ситуаций.

5. Регулярное общение «вне бизнеса»

Не забывайте, что вы — близкие люди, а не только бизнес-партнеры. Устраивайте семейные поездки, планируйте совместное времяпрепровождение вне рабочего времени. Это поможет как сохранить хорошие отношения, так и расслабиться. 

В целом при ведении бизнеса с родственниками главное — строить взаимоотношения на доверии и уважении. Как и в семье. 

Станислав Еговцев
Станислав Еговцев

Предприниматель, основатель компании STAX