Как ролевое перевоплощение разрушает мозг и психику актера

Актерская профессия сопряжена с внешними рисками — нестабильная занятость, постоянная тревога, страх стать невостребованным. Но есть еще и проблемы внутренние, невидимые стороннему взгляду.

Мнение, что многие актеры злоупотребляют алкоголем и наркотиками, имеет под собой основание. Однако долгие годы это явление оставалось мало изученным и было предметом досужих сплетен и хайповых публикаций в желтой прессе. Но данные статистики, собранные между 2018 и 2020 годами, привлекли внимание специалистов. Оказалось, депрессию у актеров диагностируют в два раза чаще, чем у представителей других профессий.

Психиатры и психологи в Австралии и США выявили ряд факторов, которые могут быть причиной тревожности и стресса у представителей актерской профессии. Психологи канадского Университета Макмастера считают, что частые депрессии у актеров — следствие того, что они переживают сильные глубокие эмоции. Без них невозможно вжиться в роль, слиться со своим персонажем.

Стивен Браун, специалист Департамента психологии и неврологии Университета Макмастера, провел исследование причин стресса у студентов театральных школ. Он выделил главные факторы риска, которому подвергаются актеры в процессе перевоплощения в сценического персонажа. Среди них:

  • неумение отделиться от роли, застревание в психологическом статусе своего героя;
  • эмоциональная неустойчивость как результат отсутствия этого отделения;
  • психологические травмы, вызванные обращением актеров к своим личным историям. Чтобы вызвать эмоции, необходимые для игры, актеры «вытаскивают» собственные трагические переживания из прошлого.

Браун поясняет, что актеры часто не могут избавиться от эмоций, связанных с их персонажами. Вымышленный человек, образ которого актер создает на сцене, становится его тенью. Граница между собственным «Я» артиста и героем пьесы или фильма стирается, и слияние личностей персонажа и актера происходит уже не на сцене, а в реальной жизни. Это негативно сказывается на психике и нервной системе и, как следствие, приводит к различным трагедиям.

Для большинства актеров традиционным способом расслабиться после выступления становится выпивка

Исследование, проведенное в 2018 году, показало, что 40% актеров с трудом отделяли себя, свою личность от личностей своих персонажей. Более того, отмечены случаи, когда актер менялся физически, примеряя на себя качества героя, которые сознательно имитировал и культивировал для усиления эффекта своей роли.

В качестве примера исследователь приводит рассказ преподавателя театральной школы. Его студент, застенчивый и интеллигентный, превратился в жестокого и грубого агрессора. Изменения произошли, когда он готовился к роли жестокого убийцы, и потрясли его родных и друзей. Этот эпизод наглядно демонстрирует эффект, который на профессиональном театральном сленге называется «просачиванием» и означает перенос личностных качеств персонажа на реального человека — актера.

Исследователь отмечает, что стратегии, помогающие актерам отстраниться от исполняемых ими ролей, уже существуют. Но они не объединены в систему профессиональной помощи, актеры о них попросту не знают. В результате спасение утопающих отдано на откуп им самим.

Для большинства актеров традиционным способом расслабиться после выступления, снять с себя «лягушачью кожу» героя, становится выпивка. При этом, как правило, нужного эффекта достигают, употребляя крепкие напитки в больших дозах. Так актеры пытаются абстрагироваться от роли. При этом они не осознают, что именно потребность в отделении от персонажа — главная причина тяги к спиртному.

Алкоголизм становится трагедией актеров, их близких, а зачастую и случайных людей, оказавшихся на пути потерявшего ориентацию во времени и пространстве пьяного человека.

Умение расстаться с образом необходимо для сохранения психического и физического здоровья актера

В Австралии после серии исследований впервые в мировой практике был создан специальный комитет, который координирует создание и деятельность организации, оказывающей психологическую помощь работникам театра и кино.

Для актеров, исполняющих трагические роли, разработаны особые методики, которые позволяют «выйти из образа» без психологической травмы. Методики работы по психологической разгрузке включают разнообразные практики. Это может быть групповое собрание, на котором актеры рассказывают о том, как прошел спектакль и что они чувствовали на сцене, какие эмоции испытывают сейчас.

Такая терапия дает возможность избавиться от переживаний, связанных с персонажем. Психологи, работающие с актерами, применяют практики глубокого дыхания, визуализации, техники физического расслабления, заимствованные из йоги.

Визуализация, к примеру, включает в себя ритуальное «раздевание»: актер снимает сценический костюм, прощается с персонажем. То же самое проделывается и в гримерной — снимается грим и разыгрывается сцена прощания. Специалисты применяют разные методики в правильной последовательности и таким образом помогают актеру отделить собственное «Я» от вымышленной личности. Они дают возможность актеру оставить за порогом гримерной не только грим и костюм героя, но и его чувства, проблемы, отношение к людям.

Умение расстаться с образом необходимо, чтобы помочь актеру сохранить психическое и физическое здоровье. А оно, в свою очередь, позволяет артистам театра и кино радовать поклонников долгие годы, помогать нам понимать мир и друг друга через гениальные образы и незабываемые сцены.