Чек-лист токсичного врача: 5 тревожных звоночков
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

1. Грубость

Конечно, каким-то пациентам может стать неуютно даже при отсутствии улыбки у врача, но есть объективные моменты «чересчур», которые не понравятся любому адекватному человеку. К таким проявлением грубости можно отнести следующие ситуации: 

  • врач не здоровается;

  • врач говорит в повелительном тоне, повышает голос;

  • врач без разрешения переходит на «ты» вместо формального и общепринятого «вы» — за исключением разве что педиатрии;

  • врач за весь прием ни разу не посмотрел на пациента — например, смотрел в монитор.

Грубость может бы результатом эмоционального и профессионального выгорания, но это лишь подтверждает факт загруженности врачей, а не дает им право вести себя по-хамски.

2. Невнимательность

Невнимательность врача можно приравнять к его безразличию по отношению к пациенту и к работе в целом. К этому добавляется отсутствие базовой эмпатии и сочувствия. «Врач может лечить словом» — не просто фраза. Поддержка, ободрение, проявление сочувствия — все это сильно влияет на приверженность пациента к лечению. 

Как это ни странно, но часть врачей, несмотря на стерильность профессии, также можно упрекнуть в неопрятности и отсутствии должной гигиены, что тоже отталкивает пациентов. Неряшливость во внешнем виде — это еще одно проявление своего рода безразличия к пациентам и коллегам. Врач должен быть чист и снаружи, и внутри. 

3. Надменность

Надменное и высокомерное отношение врачей может проявляться не только по отношению к пациентам, но и к медицинскому персоналу и к своим коллегам, кто занимался лечением ранее. Такие врачи часто негативно отзываются о прежнем лечении пациентов: «Ох, ну и ужас, как вас лечили, просто коновалы. Теперь мне это разгребать». 

General Medical Council в результате своей работы по исследованию создания хорошей культуры на рабочем месте в медучреждениях выявили пять токсичных субкультур среди врачей. Одна из групп — это дивы или примадонны — успешные профессионалы, которые считают, что правила созданы для всех, а не для них. Поэтому критиковать могут только они и игнорировать протоколы могут тоже только они. 

4. Нарушение границ

Токсичный врач видит себя в роли наставника, нравоучителя или даже родителя в отношениях со своими пациентами. Такой специалист отчитывает пациента за его образ жизни, обесценивает его потребности и чувства, комментирует внешность и поведение. Смех или неоднозначные реакции на подробности интимной жизни, некорректные вопросы по типу «И вот так всю жизнь проходите?» людям с тату или «С таким цветом волос на работу вообще принимают?», а также «любимая» многими девушками и женщинами рекомендация — «родишь и пройдет».

Врач в этом случае существует в парадигме патриархального подхода, когда мнит себя Богом, а пациент выступает жалкой мошкой, которая пришла к Его величеству на прием. Никакой профессионализм и врачебный талант не стоят такого отношения. 

5. Конвейерный подход

Для такого доктора каждый пациент — это не личность, а машина в автосервисе. В целом в биоэтике даже существует такая модель общения врача с пациентом — инженерная, где пациент рассматривается как обезличенная поломка, которую нужно починить. 

Обычно у таких врачей есть оправдание: «Не я такой, жизнь такая». В среднем во многих медицинских учреждениях на прием пациента выделяется 10-15 минут. Но вопрос в том, как их используют врачи. По первым симптомам сразу направляют к другому специалисту, чтобы скинуть с себя ответственность, или стараются услышать пациента и направить его не по типичному маршруту, а подобрать индивидуальную стратегию лечения. 

В реальной практике на некоторых повторных приемах врачи могут потратить не более пяти минут на пациентов, так как им часто нужно только получить результаты анализов, переброситься парой фраз и назначить дату следующего приема. За такие вторичные быстрые приемы врач может «сэкономить» время, которое можно потратить на тех, кому оно больше требуется.

Если ваш врач подходит под хотя бы один пункт из чек-листа, то в следующий раз, если есть возможность, стоит обратиться к другому специалисту. Отношения доктора и пациента в современном мире должны выстраиваться на принципе партнерства, равенства и уважения, когда вместе с пациентом принимается решение о его лечении с учетом всех положительных и отрицательных сторон.


Владислав Осетник
Владислав Осетник

Врач-онколог, основатель онлайн-университета доказательной медицины MD.school