Как реагировать на бытовую грубость и самому не стать хамом?
Фото

Midjourney

Каждый из нас периодически сталкивается с бытовым хамством — и не всегда понятно, как лучше на него отреагировать. Как правило, человек либо раздражается и хамит в ответ, либо проглатывает обиду молча, а потом целый день крутит в голове несостоявшиеся диалоги, в которых он бы смог виртуозно поставить хама на место.

Почему люди грубят

Опрос Weber Shandwick и Powell Tate, проведенный в 2019 году, показал, что люди сталкиваются с грубостью со стороны знакомых и незнакомых людей по крайней мере 10 раз в неделю. Кристин Порат, профессор менеджмента Джорджтаунского университета, изучавшая феномен грубости, писала о том, что число таких инцидентов продолжает расти.

Почему же люди хамят? Психологи считают, что все дело во внутреннем эмоциональном состоянии

Зачастую человек, который периодически грубит другим людям, уверен в том, что мир несправедлив по отношению к нему. То есть триггером грубости становится вовсе не конкретная ситуация (представим, что вы случайно задели его плечом или опередили в очереди на кассу) — человек испытывал дискомфорт задолго до встречи с вами.

Хамство же в таком случае выступает своего рода способом доказать самому себе собственную правоту. И человек, который кому-то нагрубил, всегда может обстоятельно объяснить, почему и зачем он это сделал и вряд ли будет чувствовать себя виноватым.

Как мы реагируем на грубость

Естественно, мозг реагирует на грубость или оскорбления инстинктивно — быстро включая так называемую «защиту», которая должна справиться с обидчиком, атаковавшим нас. Информацию о внезапной угрозе мозг декодирует точечно и без анализа контекста — все дело в автоматизме наших нейроповеденческих реакций.

Но, увы, если совсем себя не контролировать, дело может дойти до некрасивых разборок в автобусе, криков и даже потасовки. Как же вести себя, столкнувшись с грубияном?

Как реагировать: 3 шага

Шаг 1. Остановитесь и выдохните

Вам нахамили, и вы не понимаете почему. Чувствуете раздражение, несправедливость и даже ярость. Остановитесь на секунду, не выдавайте реакцию, подышите.

Шаг 2. Мыслите рационально

Даже если вы не успеете проанализировать, чем была вызвана провокация, подумайте о том, как лучше ответить на нее без ущерба для самого себя. Будьте прагматичным и рациональным, а не импульсивным.

Постарайтесь взять под контроль свои эмоции и логически оценить ситуацию

Кто был виноват в том, что произошло? Если вы — необходимо ли извиниться? Что будет, если вы сейчас оскорбите человека в ответ? Нравится ли вам, как вы сейчас выглядите? Чего, по-вашему, от вас ждет обидчик? Можно ли урегулировать конфликт или безопаснее для всех будет выйти из коммуникации?

Шаг 3. Решите, как отреагировать

  • Первый вариант — не отвечать. Это может показаться слабой позицией, однако помните о том, что обидчику обычно важно увидеть вашу реакцию, ему будет приятно, если вы почувствуете себя униженным и оскорбленным. Отсутствие же какой-либо реакции — игнорирование — обезоружит его, ведь вывести вас на конфликт не вышло. К тому же вы в этом случае выглядите спокойным, уравновешенным и непоколебимым.

  • Второй вариант — сгладить конфликт. Эта стратегия выглядит уместной в том случае, если вы периодически контактируете с этим человеком и совсем разорвать коммуникацию с ним невозможно. Здесь важно не дать слабину и показать собеседнику, что обращаться так с вами нельзя.

Эксперты советуют использовать тактику смягчения — хорошо работают, к примеру, нисходящая интонация (когда вы понижаете голос), заинтересованное выражение лица, показывающее, что вам хочется понять, почему ваш визави ведет себя так странно и в чем заключается его претензия.

Важно также оставаться сосредоточенным на происходящем и не заминать неудобный момент — допытайтесь, почему человек разговаривает с вами именно таким образом. Важно также контролировать свои эмоции — ни в коем случае не позволяйте ярости брать над вами верх.


В книге описана оригинальная методика психологического тренинга, помогающая наладить общение в различных сферах деятельности. Она основана на принципе амортизации, разработанном автором. Рассчитана на руководителей, администраторов, педагогов, психологов, психотерапевтов и всех, кто интересуется проблемами общения.

Михаил Литвак «Психологическое айкидо»
Реклама. www.chitai-gorod.ru

По материалам PsychologyToday