В России начнут прослушивать разговоры врачей с пациентами: чем это опасно
Фото

Shutterstock/Fotodom.ru

Что изменится

Разговоры пациентов с врачами будут записываться — эта инициатива обсуждалась с конца 2023 года и теперь вступит в силу, по крайней мере, в Москве. Это подтвердили представители столичного Депздрава.

Прослушка будет вестись через аудиобейджи на одежде врачей, а сама запись, по заверениям чиновников, будет обезличенной. В пилотном формате такая идея была реализована еще осенью 2023 года.

Мнение врачей

Отношение к ней у специалистов неоднозначное — мы поговорили с некоторыми докторами, чтобы узнать, в чем может быть опасность такой прослушки, как она может навредить специалистам и их пациентам и когда она может помочь.

Антон Иванов, главный врач клиники «МАММА», онколог, онкохирург, химиотерапевт

Это прослушка пациентов и врачей с целью оценки соблюдения врачами правил общения с пациентами. Такая мера, на мой взгляд, вызывает пока больше сомнений и недопонимания.

Это нововведение до конца не продумано с технической стороны: если нужно решить какой-то профессиональный вопрос, то кто будет прослушивать это огромное количество записей и оценивать профессионализм врачей? Понадобится огромное количество медработников.

Кроме того, врачи — это люди, получившие высшее образование, подразумевающее определенный уровень интеллектуального развития

Выражать свои мысли и общаться с людьми они должны уметь. А эта мера — унижение как для врача (такой надзор демонстрирует открытое недоверие к врачу), так и для пациента, который вынужден согласиться с тем, что все интимные подробности будут доступны третьим лицам. Бюджет на реализацию будет наверняка затрачен приличный. Считаю, что эти деньги лучше потратить на тренинги для врачей, посвященные эффективной коммуникации с пациентом и медицинской этике.

Светлана Кочмала, магистр общественного здравоохранения, бывшая руководительница сети премиальных глазных клиник «Ирис» доктора О. Б. Кочмала

Как идея «прослушки» может помочь

В практике бывают разные случаи, которые возникают при общении пациента и врача. Когда есть запись разговора, можно избежать очень многих недопониманий.

Ведь не исключено, что ситуация может быть виной как пациента, так и врача. Эти записи можно использовать потом в качестве улик или подтверждающей информации, допустим, в суде.

Сейчас очень много случаев, когда пациенты подают суд на врачей и рассказывают, что им чего-то не говорили, они этого не знали и так далее

На что врачи отвечают, что они говорили. И здесь главное подтверждение — медицинский документ. Но даже если он заполняется, не факт, что пациент его читает, — из-за этого возникает очень много разногласий.

Так запись становится полезной для:

  • судебных разбирательств как доказательство;

  • для внутреннего контроля качества в клиниках, когда у руководства есть возможность контролировать манеру общения врачей с пациентами.

Сейчас все больше руководители клиник должны работать над тем, чтобы контролировать манеру общения врача с пациентом и обучать этой технике сотрудников — без такого контроля это очень сложно отследить, ведь просто довериться на слово — это не очень эффективно.

Нарушает ли «прослушка» врачебную тайну

Когда будут закреплены определенные регламенты по использованию и хранению этих данных, то врачебная тайна будет сохранена и ничего страшного в этом не будет.
Я, со своей стороны, вижу больше плюсов, чем минусов.

Эти записи могут быть плюсом как для пациента, так и для врача. То есть они сыграют на руку для всех, кроме, наверное, людей, которые занимаются потребительским терроризмом, шарлатанов или врачей, которые не умеют общаться с пациентами.

Во всех остальных случаях это только плюс, так как улучшает качество взаимодействия врача и пациента

К тому же записи приемов нередко втихаря делают как пациенты, так и врачи. Бывает, что заходит пациент с кем-нибудь из сопровождающих и включает диктофон, потому находится в стрессовом состоянии и очень много информации пропускает мимо ушей. То есть это делается для удобства пациента, а не чтобы поймать врача на чем-либо.

Есть и такие люди, которые приходят заведомо с установкой, что врач сейчас что-то будет делать, говорить не так, и они сейчас поймают его. Иногда врач может использовать запись разговора даже для того, чтобы отслеживать свою технику общения и так далее. Но со стороны врачей это бывает в крайне редких случаях.

Антон Елисеенко, врач-психиатр

Перспектива обязательной записи приемов с пациентами несет за собой напряжение в отрасли психиатрии, потому что это очень стигматизированное направление.

Многие пациенты, обращающиеся в ПНД, хотели бы, чтобы их визит прошел без записи в карту и тех ограничений в правах, которые она несет за собой. Из-за этого многие, в попытках избежать этой стигмы, обращаются в частные клиники. Если возникает риск, что запись из кабинета психиатра может оказаться в общем доступе, это еще больше отпугнет людей от того, чтобы взаимодействовать с врачами, посещать их кабинеты. Таким образом будет затронуто мое направление медицины.

Также это может ухудшить доверие к врачам в целом, потому что и работать, и рассказывать о своих проблемах под запись — очень тяжело. Я думаю, есть немало направлений, для которых эти перемены также несут большое значение из-за стигматизации:

  • дерматовенерология,

  • проктология,

  • урология,

  • гинекология.

Люди могут стесняться своих заболеваний, избегать того, чтобы рассказывать врачам о них. Даже на своих психиатрических сеансах я сталкиваюсь с тем, что люди могут постесняться рассказать о каких-то хронических соматических заболеваниях, даже если их специально спрашиваешь.

В то же время сами врачи будут испытывать постоянную дополнительную нагрузку

Основная наша задача — лечить пациента и помогать ему. Несмотря на то что лично я считаю, что уровень медицинского образования у нас сейчас не на том уровне, на котором хотелось бы, если врачи начнут более формально и вежливо общаться — это не улучшит в целом уровень медицинских показателей. Сам врач будет постоянно находиться в стрессе от того, что его записывают на диктофон, все его приемы прослушиваются, эти записи попадают в распоряжение проверяющих органов, которые могут быть недовольны его работой.

С подобной ситуацией я уже сталкивался в одной из московских больниц, где есть телефон доверия. Его сотрудники обзванивают пациентов и на любые их, не всегда даже обоснованные, высказывания пишут жалобы начальству, ведь их основная задача это проверить и найти какие-то ненормативные действия. Иногда это могли быть и полностью оторванные от реальности претензии.

Тем более что нам еще непонятна сама система: что будет грозить врачу, если проверяющий отдел, прослушивающий эти записи, будет оценивать их отрицательно.

Ирина Потёмкина, психотерапевт

Загоняя специалиста в жесткие рамки протоколов и контроля, мы можем потерять что-то очень важное — творчество в профессии, свежий взгляд, открытость, смелость слушать внутренний голос интуиции и искреннее желание помогать и служить человечеству. Все это должно находиться в разумном количестве и в балансе с научной базой.

Плюсы ведения аудиозаписи

  1. Возможность супервизировать работу специалиста, особенно начинающего — с целью оценки и улучшения качества.

  2. Большая осознанность и ответственность у терапевта, меньше халатности и безразличности.

  3. Меньше поводов для «медицинской агрессии».

Минусы ведения аудиозаписи

  1. Больший контроль, влекущий повышение давления на специалиста, увеличение тревожности, страхов, что может негативно сказаться на его психическом здоровье и способствовать большей закрытости.

  2. Проблемы с врачебной тайной. С одной стороны, файлы могут попасть в третьи руки, будучи похищенными. С другой — пациенту будет много сложнее признаваться в каких-то моментах, зная, что это фиксируется и будет храниться.

  3. Резкое снижение возможности проявлять доверие своему опыту и профессиональному чутью, а это все же всегда было неотъемлемой частью работы врача, особенно хирургов и психотерапевтов. — тенденция превращения терапевта в некого робота без эмоций, четко выполняющего свою роль. Мы знаем, что сочувствие, искренняя забота, общечеловеческая любовь всегда творили чудеса, помогая выздоровлению пациентов. Аудиозапись может привести к стеснению в проявлении у специалиста как личности.

На мой взгляд, там, где много контроля, мало доверия. А где его мало, непросто ожидать фейеричных результатов, да и вообще любви к своей работе.
Идея с аудио имеет свои прекрасные стороны, но, очевидно, требует доработки и осмысления, где именно такой подход необходим.

Антон Иванова
Антон Иванова

Главный врач клиники «МАММА», онколог, онкохирург, химиотерапевт

Светлана Кочмала
Светлана Кочмала

Бывшая руководительница сети премиальных глазных клиник «Ирис» доктора О. Б. Кочмала, окончила магистратуру по специальности «Общественное здравоохранение»

Антон Елисеенко
Антон Елисеенко

Врач-психиатр

Ирина Потёмкина
Ирина Потёмкина

Психотерапевт