Сандра Баллок: «Я не хочу все держать под контролем»

Скорость сделала ее звездой. Так назывался ее первый большой фильм, который принес и первый большой успех. Актриса с внешностью, не подпадающей под голливудский канон, стала известной не в последнюю очередь благодаря своей внешней нестандартности. Смуглая, мускулистая, открытая. Без «тени на плетень» и загадок «вечной женственности». Она и сейчас такая, хоть 20 лет прошло. Я бы даже сказал, что она совсем не женственна. Не женственна, но красива. В кино я этого не замечал — что она так красива. У нее яркий румянец и оливковая кожа, у нее темные-претемные волосы и брови, у нее невероятно яркие, почти черные глаза. В ней будто больше красок, чем положено человеческому существу. Поэтому она не нуждается в дополнительной раскраске — не замечаю серьезной косметики, она и одета в черное — трикотажное короткое платье, высокие замшевые сапоги на устойчивом невысоком каблуке... Мягкость и внятность. Отчетливо, исключительно отчетливо и ее лицо: высокие скулы, острый подбородок, горбинка носа, четкий овал. Она будто иероглиф, исполненный густой черной тушью. А иероглиф, он значит только то, что значит… И теперь я понимаю, почему это я беру у нее интервью, а не, скажем, она у меня: все дело в ее поразительной однозначности, ясности. В мире, где все так амбивалентно, так относительно, мы должны были соскучиться по ее героиням из «Сети», «Пока ты спал», «Времени убивать», даже по дурашливой «Мисс Конгениальности»: их — и ее, Баллок, — однозначности, прямоте, храбрости, преданности.

Сандра Баллок такая, какая есть, она ни на кого не равняется, не старается ни на кого быть похожей, не корректирует себя в соответствии с внешними требованиями.

У нее и представления о мире такие же четкие, как лицо. И так же отчетливо, исключая толкования, она отвечает на мои вопросы.

Даты

  • 1964 Родилась в Арлингтоне, пригороде Вашингтона, в семье руководителя военной почтовой службы и оперной певицы.
  • 1995 Сотрудничает с американским отделением Красного Креста. В дальнейшем она перечислит 7 млн долларов жертвам природных катастроф в разных странах мира.
  • 2000 Номинация на премию «Золотой глобус» за главную женскую роль в комедийном боевике «Мисс Конгениальность» Дональда Петри.
  • 2011 Приступила к съемкам в картине Альфонсо Куарона Gravity («Гравитация»).
Сандра Баллок (Sandra Bullock)
Сандра Баллок (Sandra Bullock)

Psychologies: За прошедший год с вами произошло так много событий — Оскар, измена мужа и развод с ним, усыновление маленького ньюорлеанца… Как вы считаете, можно ли быть готовым к стремительным переменам?

Сандра Баллок: Конечно, можно. И вы знаете, что можно, и все знают. Способ-то только один. Жить в ощущении, постоянном ощущении, что ничто не гарантировано. Никто свыше не давал нам обязательств, что жизнь будет двигаться по некоей предначертанной — нами или кем-то другим — программе. Жизнь принимает решения на наш счет быстро. Надо это просто иметь в виду — все возможно.

И эта непредсказуемость, похоже, не вызывает у вас чувства тревоги...

С. Б.: Да ведь я говорю не о катастрофизме — не об ожидании худшего, я говорю о жизни в подвижных обстоятельствах. И говорю вам это как последовательный оптимист. Я убеждена, что черная полоса сменяется белой. Но и белая полоса не вечна. Фокус в том, что я оптимист, который знает: все обычно идет не так, как он предполагает. Моя собственная жизнь — лучшее подтверждение тому. И знаете, уже много лет я стараюсь не пытаться контролировать то, что я не могу контролировать. Я лишь выбираю, если есть из чего. Проекты, в которых снимаюсь, проекты, которые снимаю как продюсер, мужчин, которых впускаю в свою жизнь. Я заменила контроль на выбор. Все переменчиво, поэтому… Я даже завидую людям, которые выбрали жизнь в трейлере, на колесах, переезжают с места на место. Говорят, они деклассанты, отрицают свои обязательства перед обществом и так далее… А я их понимаю: они привели свое существование в соответствие с сущностной переменчивостью жизни вообще: у них меняется пейзаж за окном так же, как все в жизни меняется. И мне даже несколько смешна вся эта наша «американа» — страсть обрести собственность, впрячься в ипотеку, запрограммироваться на 30 лет…

В отличие от многих, вам не хочется, чтобы в вашей жизни было больше стабильности?

Я УЖЕ НЕ ХОЧУ БОЛЬШЕ ПОЛУЧАТЬ, ИМЕТЬ. МНЕ ХОЧЕТСЯ ДЕЛИТЬСЯ ТЕМ, ЧЕГО ДРУГИМ НЕ ХВАТАЕТ

С. Б.: Скажем... такое желание мне понятно. Но для меня все-таки странно. Наверное, это из-за моего детства, воспитания в переездах, жизни на двух языках. Год в Нюрнберге или Зальцбурге — моя мама ведь была немка, оперная певица, — год в Америке, на родине отца. Конечно, это была не стабильная американская жизнь. Отец служил в армии, тогда он был еще военным, мама всецело предана опере. Так что опера, театр был и моей няней, и лучшим другом, немного даже семьей. Мама приходила на репетиции и отдавала меня хору или массовке — в больших оперных постановках всегда же есть такая актерская группа, как стайка цыганских детей. Так что чумазый «цыганский» ребенок был всегда кстати. Поэтому, наверное, я и стала актрисой — сцену я уже в три года освоила. Хозе в «Кармен» щедрым жестом бросает цыганятам мелочь, цыганята ее собирают и убегают. А я не убегала, а ходила вокруг Хозе! Тенор — он же был вынужден исполнять арию, пока вокруг него слоняется цыганский ребенок, — был в ужасе, мама расстраивалась и пыталась мне внушить, что сцена — это дисциплина, а роль — это непреложно и отсебятина наказывается…

4 неожиданных Поступка

Столкновение

От «любимицы Америки» никто не ожидал, что она согласится сыграть в «Столкновении» Пола Хэггиса — драме о социальном и расовом напряжении в сегодняшних США. Но прозорливость Баллок очевидна: «Столкновение» получило Оскара, заставило воспринимать «королеву романтических комедий» серьезнее и проложило дорогу уже к ее собственному Оскару (в прошлом году) — за опять же драматическую роль в «Невидимой стороне» Джона Ли Хэнкока.

Личная явка на вручение приза Razzie

А лауреаты там появляются редко. Дело в том, что Razzie Award присуждается худшим деятелям кино года. Баллок в 2009-м была удостоена Razzie как худшая актриса за фильм «Все о Стиве» Фила Трейла. Но она, отважная, пришла на церемонию и даже произнесла речь с пожеланием жюри встретиться вновь.

Пекарь-кондитер первой категории

Именно так называется диплом, несколько лет назад полученный актрисой, поклонницей вкусной и здоровой пищи. Затем с младшей сестрой, Гезиной БаллокПрадо, они открыли в техасском Остине ресторан и магазин органических продуктов с очень качественной и недорогой едой.

Замужество

Баллок не раз говорила, что к браку относится с предубеждением. И ее неприязнь подтвердилась: Джесси Джеймс, бывший байкер, а ныне ведущий мотопрограммы на MTV, изменял ей с моделью, которая и рассказала о случившемся папарацци.

Ей, по всей видимости, это удалось...

С. Б.: Незапланированно! Но меня определенно не воспитывали в духе традиционных американских ценностей — не растили принцессой, не внушали, что жизнь моя будет вечно прекрасна, что надо непременно выйти замуж, бросить якорь, купить дом, завести детей и продолжать жить под небом без единого облачка… И главное, быть похожей на других, поклоняться тем же кумирам… Да в нашей семье даже телевизора не было! А когда я подростком приехала в Штаты, начала ходить в школу и все смеялись над моими зелеными вельветовыми клешами — надо же было носить джинсы, — мама в ответ на мои жалобы, что я не как все, искренне озадаченно спросила: «А ты хочешь быть похожей на всех? Зачем?» Она считала, что индивидуальность — наше главное достояние. А жить по общим стандартам — в ощущении, что ты должен стать непременно счастливым, что это норма такая?.. Да ведь тогда радость бытия омрачается ожиданием от судьбы радостей. Это же заставляет спешить. А спешка в жизни — лучший способ ее себе отравить. Человек чувствует, что надо торопиться — найти правильного партнера, родить ребенка, обустроить дом. Но ведь это давление, постоянно давление. А для меня еще и своего рода трусость. Попытка укрыться от реальности за стеной стабильности.

Что для вас это означает — не прятаться от реальности?

С. Б.: Ну например... Вот с годами я все выше оцениваю поступок моего отца, его бесстрашие. То, что он женился на маме. Американец — на немке. В 50-е. Он ведь был на военной службе по линии Пентагона в Нюрнберге, во Дворце правосудия — том самом, где проходил Нюрнбергский процесс. И не предполагалось — и не полагалось! — что военный, проводящий в жизнь программу денацификации Германии, свяжется с немкой, отец которой разрабатывал ракеты для Третьего рейха. Но папа полюбил маму, и все остальное уже не имело значения. Знаете, что смешно? Мама училась в консерватории на певицу, папа был офицером. Но только через некоторое время после их знакомства выяснилось, что папа окончил Джульярдскую школу как певец! Что они коллеги, у них общие интересы и общая жизнь возможна еще и по этой причине!.. Одним словом, я ценю… отвагу. Да, по-другому не скажешь. Отвагу. Бесстрашие.

Вы и сами совершаете бесстрашные поступки. Например, в 45 лет снялись в первой за всю карьеру полностью «обнаженной» сцене…

Я ОПТИМИСТ, КОТОРЫЙ ЗНАЕТ: ВСЕ ОБЫЧНО ИДЕТ НЕ ТАК, КАК ОН ПРЕДПОЛАГАЕТ

С. Б.: Ну да, полностью в кино я первый раз разделась в «Предложении», и мне действительно к тому моменту уже исполнилось 45. Но ведь это не демонстрация сексуальнейшего из женских тел! Это сцена в комедии, в ней нет ничего эротического, она сыграна и снята, чтобы было смешно. Не вижу ничего страшного в том, что людям была смешна моя нагота. Я занималась балетом, потом годы провела в спортзале и в студии пилатеса, я тренировала тело более или менее всю жизнь — чтобы использовать его в работе. Для одной красоты пресловутой я бы не старалась. Это… как заточка инструмента для парикмахера. Или — ха! — мясника! Тело помогает мне создавать героинь, просто такая профессия. Тут не было этического выбора — сниматься или не сниматься без одежды. Так будет смешнее — значит, снимусь.

Другой смелый поступок — вы решились на усыновление, но не отказались от замысла после развода и стали родителем-одиночкой. Вы не боялись, что не справитесь, что с чужим ребенком что-то пойдет не так?

С. Б.: Нет, потому что мне кажется, что и свой ребенок — такая же случайная игра генов, хаос хромосом. Нет гарантий, что свой станет действительно близким. Это работа. И неважно, сама ли ты родила того, кого стараешься сделать близким. Я не считаю, что любовь можно зачать и родить. С ней все не так просто. Да и Луису, когда я смогла забрать его к себе, было всего три месяца. У меня есть шансы. Для меня усыновление скорее акт любви, попытка отдать то, что имеешь. Чего у тебя много, а другим не хватает. В определенном возрасте задумываешься над тем, что ведь умрешь. Умрешь, ничем не поделившись с миром? В молодости мы все совершаем уйму самонадеянных, эгоистичных поступков — чтобы что-то от мира получить. А потом… Я уже не очень интересуюсь получением. Я уже не хочу больше получать, приобретать, иметь. Мне хочется делиться. Мне теперь кажется, что наша смертность — хороший стимул жить полной жизнью. Отдавать получив, например.

МНЕ АБСОЛЮТНО ЯСНО: ЛЮБОВЬ — ЭТО КОГДА ЛЮБИШЬ ЧЕЛОВЕКА НЕ ДЛЯ СЕБЯ, А ДЛЯ НЕГО

Вы много лет отрицали брак. Говорили, что вам всегда казалось — он требует определенного отказа от себя. И все- таки вышли замуж в 40 лет. И столкнулись с изменой...

С. Б.: Несколько месяцев после того, как измена Джесси (Джесси Джеймс — бывший муж Баллок. — Прим. ред.) для меня стала очевидна, я была просто напугана. Ощущала годы замужества как фатальную ошибку. А потом поняла, что никакой ошибки не было. Джесси — человек исключительной одаренности. Меня это поразило в нем и очаровало с самого начала, с первых минут нашего знакомства, когда мы с моим крестником — он был подростком — пришли в гараж Джесси за подарком на день рождения. Джесси — знаток и фанат мотоциклов, вообще техники, его увлеченность невероятно заразительна, поэтому ему так и передача на MTV удалась. Я провела эти годы с очень интересным человеком. Который, между прочим, ради нашего брака пошел на определенные жертвы — как муж знаменитости он оказался под постоянным прессингом прицельного внимания. А это непросто, психологически непросто — с непривычки-то. Да ведь если бы я не была знаменитостью, девушка эта, модель, ну, которая была с Джесси, и не рассказывала бы прессе о своих похождениях. И я еще долго могла бы об этом не узнать… Хотя, конечно, почувствовала бы… Но долго бы могла еще жить в обстоятельствах лжи, обмана… Нет, все так относительно, так зыбко. Сохранять баланс — наша собственная забота. Для меня это был развод. Только он уравновешивает измену.

Многие в таких обстоятельствах признаются, что ощущали обиду, желание отомстить...

С. Б.: Отомстить? Мне и в голову не приходило мстить! Никогда, даже в юности. Когда мы приехали в Штаты и я начала ходить в школу, меня просто-таки изводили одноклассники — за непохожесть и «европейскость». Мама и мысли не допускала, что я плачу вполне обоснованно. Пока одна учительница не сказала ей прямо, наотмашь: «Хельга, да очнитесь вы: они просто травят вашу дочь!» Я до сих пор помню фамилии всех, кто меня травил. Но именно та травля научила меня быть терпимой к людям — чтобы никто себя не чувствовал в том моем положении уже по моей вине. Мне это было бы ужасно дискомфортно. Развод не месть. Просто финал. Зато теперь… Знаете, первым важным для меня фильмом был «То, что называют любовью» Питера Богдановича. Там я играла молодую певицу кантри. Я тогда полюбила сценарий и за название тоже — оно заставило меня задуматься над тем, что я называю любовью. Так вот, теперь у меня абсолютная ясность на этот счет. Любовь — это когда любишь человека не для себя, а для него. Когда страшно нанести ему даже крошечную ранку. Только это.

Сандра Баллок (Sandra Bullock) и Хья Грант (Hugh Grant)
Сандра Баллок (Sandra Bullock) и Хья Грант (Hugh Grant)

Сейчас вы думаете о будущих отношениях с мужчинами?

С. Б.: О, как стрелка компаса неизменно смотрит на север, так и мой внутренний компас настроен в сторону мужчин! И это даже не совсем шутка. Первый возлюбленный у меня появился, когда мне было пять лет. В первом классе у меня были серьезнейшие отношения. Его звали Штефан, он был мой одноклассник. Потом я пережила серию легких увлечений — 10–15, не больше! Но ближе к концу школы стала чирлидером — чтобы встречаться с одним футболистом из нашей же школы. То есть папа запретил мне с кем-либо встречаться, пока я не поступлю в университет, и я стала чирлидером, чтобы видеться со своим другом на матчах. Поэтому потом, когда мне говорили: должно быть, вы хорошо разбираетесь в футболе, — я только хохотала в ответ: я вообще не помню, что там было на матчах. Меня же не футбол интересовал.

Значит, в этом плане за вас нет причин беспокоиться?

С. Б.: Нет-нет, не беспокойтесь. К тому же у меня прекрасные учителя. Вот, например, Хью Грант. Потрясающей мудрости мужчина. Однажды на оскаровской церемонии мы с ним зашли в бар — и всех женщин там охватила какая-то нервность. Хотя женщины были все из шоу-бизнеса и знали, что почем. Но факт — атмосфера наэлектризовалась. Я спрашиваю Хью: «Да что ты с ними делаешь, чтобы они так себя вели?» Он отвечает: «Ну смотрю, говорю пару фраз…» «Например?» — упорствую я. Он смотрит на меня внимательно и медленно произносит: «У тебя самая красивая шея, какую я видел в жизни». Я реагирую честно: «Да это худший способ заигрывания из всех мне известных!» А он отвечает: «В том-то и дело, что такого рода фразы надо употреблять только при контактах с тем, кто тебя интересует в сексуальном смысле. Тогда они звучат иначе». «А как же все эти женщины?» — не сдаюсь я. «А черт с ними», — отвечает Хью. Мораль же такова: любовь всегда дает знать о себе сама. Не беспокойтесь за меня.