psyhologies.ru
тесты
текст: Подготовила Ксения Татарникова 

Как не умереть при жизни

Мы живем свою жизнь или «жизнь нас живет»? Доктор психологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Дмитрий Леонтьев прочел лекцию о том, как осознание реальности смерти может помочь нам повысить качество жизни. Несколько отрывков.
Книга и росток ФОТО Getty Images 

Люди типа «жив» и люди типа «помер»

«Формально каждый человек жив, пока родные не получили свидетельство о его смерти. На самом деле не каждый человек, который ходит по улицам, является живым. У Бориса Гребенщикова есть замечательная строчка в одной из песен: «есть люди типа «жив» и люди типа «помер».

Древние говорили: «когда смерть есть – нас нет, когда мы есть – ее нет, поэтому мы никогда с ней не встретимся». Смерти нет, а границы жизни есть – это страх окончания жизни, ограниченности жизни. Страх смерти прямо связан с тем, какова наша жизнь. «То, что придает смысл жизни, то придает смысл смерти», – писали братья Стругацкие.

Мы боимся смерти, гоним от себя мысли о ней, но парадокс заключается в том, что люди, столкнувшиеся со смертью – будь то клиническая смерть или околосмертные переживания, – улучшают в конечном итоге качество своей жизни. Они начинают жить более продуктивно, зрело, относиться к жизни ответственно, понимая, что она не бесконечна. Дефицит ресурса повышает эффективность его использования – осознание реальности смерти повышает осмысленность жизни.

«Мам, пап, а мы живые или на пленке?»

Великий психотерапевт прошлого века Джеймс Бьюдженталь приводил замечательную метафору, говоря об осознанном и неосознанном отношении к жизни. Субботний вечер, из кинотеатра выходит семья – мама, папа и ребенок пытливого возраста. Ребенок спрашивает родителей: «Мам, пап, а мы живые или на пленке?» Бьюдженталь говорит, что это самый главный вопрос нашей жизни – «Я живой или на пленке?»

На протяжении жизни в нашей психике записывается громадное количество пленок – обобщенный опыт, множество файлов. Когда мы попадаем в похожую ситуацию, пленки начинают воспроизводиться, снова и снова. У кого-то большой репертуар пленок, у кого-то маленький, но все равно любая пленка воспроизводит только то, что на ней записано.

Мы сами механически воспроизводим по своему желанию то, что записано на наших пленках, – просто включаем кнопку воспроизведения. Кроме того, то, что в нас записано, можно запустить извне при помощи нехитрых приемов. Бывает, другой человек хочет заставить нас вести себя определенным образом, и он с дистанционного управления запускает в нас нужную ему пленку. Это называется манипуляцией.

Но не все, что мы делаем – воспроизведение пленок, говорил Бьюдженталь. Мы можем выбрать быть живыми. Помимо пленок, между пленок, поверх пленок есть то, что Бьюдженталь называет жизнью. А что такое быть живым? «Живое – это то, что в любой момент может быть иным», – говорил другой великий мыслитель Мераб Мамардашвили.

Не воспроизводить пленку, а найти другую возможность. Важно только захотеть и важно, чтобы это пришло нам в голову. Большинство предпочитает следовать своим пленкам – жить не как лучше, а как проще, это более энергосберегающий режим. «Не грузиться», «не париться», «не морочиться» – вот самая сильная мотивация.

И в литературе, и в жизни мы встречаем немало таких примеров. Чеховский «Человек в футляре» – самый мощный образ ухода в пленки. Вопрос в том, я живу или жизнь меня живет?

читайте также

Околосмертный опыт: чему можно верить?

Экзистенциальные психотехники бабушки

Моя бабушка Маргарита Петровна любила повторять мне то, что я позднее назвал «экзистенциальные психотехники моей бабушки».

Первая: «Остановись и сосчитай до десяти». Чтобы взять жизнь в свои руки, необходимо в первый момент сделать паузу. Один из лидеров экзистенциальной психологии Ролло Мэй говорил, что в паузе между стимулом и реакцией коренится свобода человека. Нужно задержать реакцию, потому что реакция на стимулы исключает момент выбора, исключает свободу.

Если я просто заторможу реакцию, у меня возникает выбор, я уже не обязан реагировать именно так. Свобода начинается с паузы. У Жванецкого есть гениальная фраза: «Сосчитай до 10, прежде чем сказать глупость, до 100 – прежде чем сказать умную вещь, до 1000 – прежде чем совершить поступок».

Вторая техника моей бабушки: «Посмотри на себя со стороны». Это то, что переводит наше отношение к жизни в совершенно другой режим, делает жизнь управляемой. Еще в 90-х годах XIX века Василий Розанов писал, что жизнь человека бывает двух видов – сознательная и бессознательная. Сознательная управляется целями, а бессознательная – причинами.

Момент сознания позволяет нам не просто присутствовать в жизни в режиме «жизнь нас живет», а форматировать ее под наши собственные цели и намерения, то есть управляться не причинами, а целями. Кстати, человеком, у которого есть свои цели, свой вектор, гораздо труднее манипулировать. В той мере, в какой у вас выстроена система смыслов, ценностей и намерений, в той мере, в какой ваша жизнь является сознательной – то есть управляется целями, а не причинами. – вы оказываетесь крепким орешком для манипуляций.

Взгляд на себя со стороны позволяет нам в данный момент времени обнаружить альтернативные возможности. Они всегда есть, только не всегда попадают в фокус нашего сознания. Для этого надо «проснуться», посмотреть на себя со стороны, чтобы в поле нашего сознания вошли альтернативные возможности.

Любовь к жизни и любовь к смерти

Эрих Фромм говорил, что, кроме мотивации к жизни, в нас есть мотивация к смерти. Он назвал их «биофилия» и «некрофилия».

Некрофилия переводится как любовь к мертвому. Обычно это понятие используется для обозначения сексуальной перверсии, желания обладать мертвым телом для полового акта или болезненного стремления находится вблизи трупа. На самом деле эта сексуальная перверсия лишь опосредует иную, более отчетливую картину, которая у многих людей совершенно не имеет сексуальных оттенков.

Человека с некрофильной ориентацией влечет ко всему неживому, мертвому, но не только к трупам и болезням. Некрофилов, говорит Эрих Фромм, привлекает все, что лишает живое жизни. Для некрофила характерна установка на силу, а сила – это способность превратить человека в труп. В конечном итоге всякая сила покоится на власти убивать. На этом основании некрофил прямо-таки влюблен в силу.

Для того, кто любит жизнь, основной полярностью в человеке является полярность мужчина – женщина, которая производит жизнь. Для некрофилов на первом месте другая полярность: между теми, кто имеет власть убивать, превращать живое в мертвое, и теми, кому эта власть не дана, полярность убийцы и убитого. Они влюблены в убивающих и презирают тех, кого убивают.

Стремление к механистическому порядку, идея порядка, идея стабильности – тоже некрофилическая идея. В живой среде, в живом организме не может быть порядка. Максимальный порядок – на кладбище, а живое, даже если его закатать в асфальт, все равно пробивается через асфальт. Некрофил воспринимает жизнь механически, относится к живым людям как к вещам. По сути, некрофилия – это желание все превратить в пленки.

Борьба с мертвым в самом себе

Мераб Мамардашвили говорил, что очень важная, ключевая часть нашей жизни – борьба с мертвым в самом себе. Мы становимся мертвыми при жизни из-за того, что наш внутренний мир зарастает отложениями, теми самыми пленками, и не дает возможность развиваться, расти чему-то живому. Как бы ни складывалась наша жизнь, все равно остается вопрос: «И что я с этим делаю?» Он помогает внимательно и ответственно подходить к жизни. Борьба с мертвым в самом себе помогает не умереть раньше смерти. Это самое главное, на что мы можем рассчитывать, – не умереть раньше смерти.

Подробнее см. на сайте издания «Новая газета».

P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.


Спасибо!Очень интересно!
Psy like0
новый номерДЕКАБРЬ 2016 №11128Подробнее
psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что нам хочет сказать наше бессознательноеЧто нам хочет сказать наше бессознательноеВ нем сомневаются со времен Фрейда, и тем не менее оно остается лучшей моделью для объяснения наших эмоций и поведения. Бессознательное говорит с нами на языке сновидений. Мы можем наладить с ним диалог без слов, заглянуть в него с помощью проективных тестов или анализа семейной истории. Все это – разные способы расслышать сигналы бессознательного, вступить с ним в контакт. Как это сделать самим или с помощью психотерапевта? Об этом – наше «Досье». Все статьи этого досье
Все досье