psyhologies.ru
тесты
текст: Елена Шевченко 

«Мы рождены, чтобы жить полной жизнью»

«Лучшее в нас» – это наша глубинная творческая суть, считает психолог Галина Иванченко. Этот креативный порыв с самого рождения заставляет нас двигаться вперед и проявляет себя через наши таланты и способности. Как воспользоваться этим потенциалом?
alt

Интервью с Галиной Иванченко

Галина Иванченко – доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор Государственного университета – Высшая школа экономики. Автор нескольких книг, среди которых «Логос любви» (Смысл, 2007).

Psychologies:  Таланты, знания, интуиция… Почему не всем удается полноценно воспользоваться этим богатством?
Галина Иванченко: 

Социум, в котором мы живем, крайне редко дает нам возможность проявить наши лучшие качества. И мы теряем связь с нашими талантами, лучшим в себе. В то время как творческим потенциалом действительно обладает каждый из нас. Американский психолог Карл Роджерс (Carl Rogers) говорил в этой связи о «человеческом потенциале». Он считал, что наш личностный рост во многом зависит от того, насколько мы реализуем свою глубинную творческую потребность, которая особенно очевидна в детстве: каждый ребенок по-своему творец. Но с возрастом все меняется – взрослея, дети начинают ориентироваться на одобрение взрослых, которые редко бывают готовы принимать их фантазии и идеи. И дети начинают подлаживаться под стандарты. Американский психолог Пол Торранс (Paul Torrance) приводит интересные данные: около 60% выдающихся ныне людей были неуспешны в школе*. Причина та же – их креативность и одаренность не вписывались в действующую систему.

Но мы живем в мире, который постоянно побуждает нас к достижениям. Разве это не стимул к творческим поискам нашего лучшего «Я»?
Сегодня эти поиски, как правило, связаны с конкуренцией, со стремлением «быть лучше других». Но в большинстве случаев такая соревновательность и гонка за достижениями мешают нам понять, что далеко не все сводится к шкале ценностей, которую предлагает общество, что внутри каждого из нас есть что-то позитивное, что необходимо развивать. В результате у многих людей эта творческая сила подавлена и между ней и личностью образуется глубокая пропасть.
Насколько нова эта тенденция?
В традиционном обществе она тоже присутствовала, поскольку каждому были изначально заданы его социальный «потолок» и соответствующие образ жизни и занятия. Но сегодня из-за роста информационных потоков и оби-лия рекламы, указывающей нам, чему нужно соответствовать и к чему стремиться, требования социума стали гораздо более навязчивыми и унифицированными. Далеко не все умеют защищаться от них, доверять себе, своим знаниям, интуиции, таланту.
Когда у нас возникает желание найти настоящие достоинства?
Потребность в этом обычно возникает у тех, кто уже приобрел некоторый жизненный опыт: сменил несколько мест работы и даже профессий, побывал в разных странах, но… так и не встретился с самим собой. Другая причина скрывается в том, что качество нашей ежедневной работы часто не зависит от того, проявим ли мы лучшее в себе или лишь формально выполним обязанности. Так возникает ощущение собственной заменимости, но именно оно подталкивает нас искать свои скрытые качества, способности, достоинства.
alt
alt
Можно ли обрести себя настоящего, опираясь только на свои лучшие качества? Не закрываем ли мы при этом глаза на собственные слабости, занимаясь по сути самообманом?
Наша задача – видеть в слабых и в сильных сторонах инструмент для личного самосовершенствования. Благодаря сильным качествам стремиться к чему-то большему, а слабые не рассматривать фаталистически («Какой ужас!»), а иметь мужество признать их, работать с ними, искать ситуации, где риск их проявления минимален. Задача каждого человека – достичь того, что может только он, опираясь на уникальную комбинацию своих сильных и слабых сторон.
Что бы вы посоветовали тем, кто искренне расстраивается: «У меня нет никаких талантов…»?
Я бы сказала, что, меняя свою жизнь, важно сохранять осторожность, благоразумие, бережность – словно обращаешься с другим человеком, а не с собой. Если человек до сих пор не узнал себя, потому что никогда не оставался с собой наедине, стараясь не думать о себе и своей жизни, ему нужно использовать любую возможность, чтобы услышать свой внутренний голос, понять, что вызывает скуку, а что – удовольствие.
Скука и удовольствие – это критерии того, по какому пути мы движемся – верному или ложному?
Да, и особенно полезно обращать внимание на скуку! Скука – это шанс встретиться с собой, почувствовать, что мы переросли какие-то свои занятия или отношения. С удовольствиями сложнее. Если ограничиваться только незамысловатыми удовольствиями, не требующими от нас душевного труда (например, вечер с чипсами перед телевизором, постоянное чтение непритязательных детективов), мы остановимся в своем внутреннем развитии. К тому же такими ощущениями легко пресытиться. Удовольствия же иного порядка – неформальное общение, новые знания, творчество, просто хороший (качественный) фильм или роман – хотя порой и требуют от нас усилий, дают нам ощущение радости от того, что мы развиваемся, меняемся, движемся вперед... к самим себе.
alt
alt

* P. Torrance «Creativity in the Сlassroom». National Education Association,1977.

Удачно сложенная пирамида

Что движет нашим поведением? Какие мотивы и потребности заставляют нас быть активными, деятельными, не бояться ошибок, рисковать? Крупнейший американский психолог Абрахам Маслоу (Abraham Maslow) считал, что есть несколько групп потребностей: часть из них восполняет то, в чем мы ощущаем нехватку, другая – это потребности роста, развития*. Но пока не удовлетворены низшие (физиологические) потребности, мы не можем стремиться к духовным достижениям (если нас мучает жажда, вряд ли мы станем думать о чем-то другом). Идея пирамиды потребностей впервые была опубликована в 1943 году. Через 11 лет Маслоу отказался от идеи иерархии: он признал, что нередко те, кто испытывает голод, холод или потребность в безопасности, обнаруживают в себе стремление к высшим мотивам, связанным с творчеством и стремлением к саморазвитию.

  • Потребность в самоактуализации, максимально полном раскрытии своего потенциала.
  • Потребность в уважении: в положительной самооценке, в признании и уважении со стороны других.
  • Потребность в привязанности, принятии, присоединении и любви.
  • Потребность в безопасности: нам важно чувствовать защищенность, уверенность и стабильность.
  • Физиологические потребности в пище, воде, отдыхе, сексе.

* А. Маслоу «Мотивация и личность». Питер, 2007.

Об этом

  • Карл Роджерс «Взгляд на психотерапию. Становление человека» Прогресс Универс, 1994.
  • Ролло Мэй «Мужество творить» Инициатива, ИОИ, 2001.
читайте такжеВопрос эксперту: «Я устала от рутины и однообразия»
Источник фотографий: MAXSTUDIO, SANDRINE EXPILLY FOR PSYCHOLOGIES
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Антистресс: как жить спокойнееАнтистресс: как жить спокойнееМы часто ищем способ снизить напряжение и избавиться от стресса. Но забываем, что стресс дает нам шанс лучше осознать свои эмоции, перестать их бояться и обрести внутренне умиротворение. Что такое стресс с точки зрения нейропсихологии и что мы можем ему противопоставить? Как избежать истощения и согласовать требования общества с личными интересами? Досье поможет распознать тревожные сигналы, определить причины стресса и найти жизненный баланс. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты