Секс с роботами — опасная фантазия?

В мире набирает обороты кампания против секса с роботами. Причем ее инициаторы — вовсе не фантазеры-борцы за равноправие машин, а вполне серьезные ученые. И тревожат их вовсе не роботы, а люди. Есть ли повод для беспокойства на самом деле?
Секс с роботами — опасная фантазия?

В 1886 году французский писатель Огюст Вилье де Лиль-Адан сочинил фантастическую повесть «Будущая Ева», в которой добрый изобретатель Томас Эдисон по просьбе друга создает для него механическую женщину. А 120 лет спустя один из ведущих экспертов в области искусственного интеллекта Дэвид Леви написал другую книгу — «Любовь и секс с роботами». Причем совсем даже не фантастическую.

«Человек, испытывающий потребность в сексе и не имеющий возможности ее удовлетворить, практически неизбежно заплатит за удовлетворение своих сексуальных желаний профессионалам. И наступит время, когда точно так же люди будут платить деньги за то, чтобы их сексуальные потребности удовлетворяли роботы. Собственно говоря, это время уже почти наступило», — пишет Леви, предрекая, что секс с роботами станет вполне распространенным явлением в ближайшие годы.

Чем секс-робот отличается от стиральной машины

И он совсем не одинок в этой убежденности. Австралийские исследователи, например, и вовсе предсказывают, что к 2050 году проституция среди женщин практически исчезнет, поскольку работниц сферы сексуальных услуг почти полностью заменят роботы. Тем интереснее наблюдать, что в мире все активнее разворачивается кампания против секса с роботами. И во главе ее стоят ученые, которых беспокоит как раз судьба женщин. Но отнюдь не в связи с возможной безработицей среди жриц любви.

По словам британской исследовательницы Кэтлин Ричардсон, специалиста в области робоэтики (дисциплины, изучающей этические аспекты робототехники) и одного из инициаторов движения Campaign Against Sex Robots, секс с роботами развивает и закрепляет печальную тенденцию современного общества: отношение к женщине как к объекту.

«Превращая секс в предмет торговли, мы тем самым лишаем женщину, оказывающую сексуальные услуги, ее человечности, низводя до уровня бездушного объекта. И появление сексуальных роботов лишь фиксирует дальнейшее торжество такого отношения», — считает Ричардсон.

Отношения власти и принуждения, основанные на деньгах, далеко не всегда становятся доминирующими в сфере секс-услуг

Любопытно, что с этой логикой не согласны представители секс-индустрии и защитники их прав. Так, Кэтрин Костер, активистка движения Sex Workers Outreach Project, отстаивающего права тружеников секс-индустрии, спорит с Кэтлин Ричардсон.

«Отношения власти и принуждения, основанные на деньгах, далеко не всегда становятся доминирующими в сфере секс-услуг, как кажется многим. И я не думаю, что появление роботов для секса позволяет говорить о дегуманизации женщин, которые занимаются проституцией, об их превращении в объект. В конце концов, мы же не говорим, что появление стиральной машины дегуманизирует и превращает в объекты женщин, занятых домашним хозяйством».

Соблазн нового опыта

Аргумент, пожалуй, лукав, поскольку между стиркой белья и сексом есть определенная разница. И все же тревога борцов с секс-роботами по поводу обездушивания женщин выглядит, кажется, несколько преувеличенной. Как и другое их опасение — якобы секс-роботы неизбежно приведут к деформации человеческой сексуальности и нашей способности испытывать эмпатию.

Подобные опасения уже звучали по поводу многих технологических новшеств. Социальные сети в свое время тоже, например, обвиняли в том, что они убивают эмпатию. Однако пользователи социальных сетей регулярно собирают огромные средства на операции незнакомым больным людям, что свидетельствует совсем об обратном.

Рост числа тех, кому все труднее вступить в сексуальные отношения с живым партнером, должен тревожить психологов в первую очередь

Кажется, правильнее всего будет говорить о том, что появление секс-роботов не столько влияет на человеческую сексуальность и отношение к женщинам в будущем, сколько фиксирует положение дел в настоящем.

Определенное количество людей, испытывающих те или иные трудности в сексуальных отношениях, охотно использует любую помощь, которую им предлагают новые технологии. Сексуального робота-женщину по имени Roxxxy с 2010 года выпускает, постоянно усовершенствуя, компания True Companion.

Есть у него, кстати, и мужской аналог — Rocky, но статистика однозначно свидетельствует: подавляющее большинство покупателей сексуальных роботов составляют гетеросексуальные мужчины. То же касается и сексуальных кукол.

Число потребителей подобных товаров пока в принципе незначительно. Однако оно неуклонно растет. Социологический опрос, проведенный в 2014 году в Великобритании, показал: 41% участников сочли идею секса с человекоподобным роботом отталкивающей, а 14% считают, что роботы не должны использоваться в подобных целях.

Тем не менее 17% британцев заявили, что были бы не против подобного опыта. И именно рост числа тех, кому все труднее вступить в сексуальные отношения с живым партнером, а не появление заменителей этих партнеров, должен тревожить психологов в первую очередь.

Текст: Юрий Зубцов 
Источник фотографий: Getty Images
P на эту тему
Авторизуйтесьчтобы можно было оставлять комментарии.

psychologies в cоц.сетях
досье
  • Что такое счастьеЧто такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. «Наша задача – научиться быть счастливыми», - говорит психолог Михай Чиксентмихайи, автор теории «потока», самой доступной формы счастья. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье
Все досье
спецпроекты