Ирина Млодик
Автор книг по детской психологии и психотерапии
Данко: герой, опередивший время

Из всех сказок Горького в сознание советских детей прочней всего вошел образ Данко с его пылающим сердцем. Он преподносился как образец самопожертвования. Но перечитывая эту историю, я обратила внимание и на другие нюансы.

Люди загнаны в болото врагами и напуганы; нужен тот, кто возьмет на себя риск решить, как поступить. Мужественный юноша ведет всех за собой, но путь труден, люди винят Данко и хотят чуда. Данко являет его, осветив дорогу собственным сердцем.

По терминологии этнолога Льва Гумилева, Данко — пассио­нарий (лат. passio — страсть). «Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это. Это они организуют далекие походы, из которых возвращаются немногие. Это они борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос, или, наоборот, сражаются против захватчиков. Для такой деятельности требуется повышенная способность к напряжениям, а любые усилия живого организма связаны с затратами некоего вида энергии»1, — писал Лев Гумилев, относивший их к «энергоизбыточному» типу: они способны вбирать в себя больше энергии, чем требуется для самосохранения.

Пассионарии, готовые жертвовать собой ради изменений в обществе, живут в любые времена

Им противостоят субпассионарии. «Субпассионарий полагает,.. что будущего никто предвидеть не может... Поэтому он делит получаемую информацию на два сорта: приятную и неприятную. Носителей второй он делает своими личными врагами и расправляется с ними при каждом удобном случае»2. Придя в землю обетованную, народ не испытывает благодарности, а наступает на сердце погибшего героя.

Пассионарии, готовые жертвовать собой ради изменений в обществе, вступающие при этом в конфликт с теми, кто поддерживает привычный уклад, живут в любые времена. И в любые времена погибают ради общего блага. Опередившие время, знающие или чувствующие больше, чем другие, они не существуют без своего народа, который нужно спасать, без идеи спасения, без темных времен, народной растерянности и отчаяния.

Данко в наше время

Во многие времена убивали тех, кто открывал другим глаза, называл вещи своими именами, предлагал трудный путь перемен вместо попыток «остаться в болоте». Таким человеком может оказаться любой, кто идет против устоявшейся системы: передовой врач, прогрессивный учитель, честный политик, чиновник, заботящийся о благе народа, а не о своем кресле, неподкупный судья, историк, раскопавший неприглядную правду. Без таких людей не может свершиться переход в новое, потому что слишком много тех, кого устраивает загнивающее старое, и тех, кто не верит в свою возможность действовать.

Имя героям — легион. Начиная с мифического Моисея и не заканчивая академиком Сахаровым. Да и народ во многом остается тем же. Наверное, по-другому и быть не может: Данко всегда появится там, где сгущается тьма и нужно выводить людей из болота ценой своей жизни, потому что нельзя дать погибнуть целому народу. Вероятно, те народы, где перестали рождаться свои Данко, уже исчезли с лица земли.


1 «От Руси к России» (АСТ, 2014).

2 «Этногенез и биосфера Земли» (Эксмо, 2007).