Основы нейролингвистики: что можно узнать о человеке по его письменной и устной речи
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что такое нейролингвистика и зачем она нужна

Нейролингвистика — это наука, которая изучает связь между мозгом, языком и человеческим общением. Специалисты в ее области исследуют особенности различных языков и диалектов, анализируют, как мы воспринимаем и понимаем речь, как мозг усваивает новые языки и какие изменения происходят в нем при языковых проблемах. Так, они утверждают, что с помощью нейролингвистических исследований можно предсказать, как человек будет реагировать на конкретные слова или выражения. 

Нейролингвистику придумал не один человек — это результат работы многих ученых в области медицины, психологии, лингвистики и нейронаук. Однако основателями принято считать ученых из России (Ивана Павлова), Франции (Поля Брока) и Германии (Карла Вернике), которые первыми начали изучать взаимосвязь между языком и мозговыми процессами.

Изначально нейролингвистические подходы использовались в медицине: в логопедической работе и при разработке методики для реабилитации больных с речевыми нарушениями из-за поражения определенных зон мозга (в результате инсульта или черепно-мозговой травмы). 

В наше же время базовые знания нейролингвистики важны и другим специалистам — тем, кто работает с людьми, влияет на их решения или формирует общественное мнение: судебным экспертам, следователям, руководителям, политикам, лидерам общественных движений, журналистам, блогерам, адвокатам, психологам. А еще сотрудникам из сферы маркетинга — они исследуют, как люди читают тексты или смотрят видео, но что обращают внимание, и разрабатывают стратегии, которые привлекают внимание и мотивируют потребителей на покупки. 

Основы нейролингвистики: что можно узнать о человеке по его письменной и устной речи

«Влюбленные», Рене Магритт

Фото

Flickr

Что можно узнать по устной речи человека

Намерения

На самом деле «считать» друг друга мы успеваем задолго до того, как начинаем общаться вербально, то есть с помощью слов. Происходит это за считаные секунды: мы улавливаем невербальные сигналы, включая тончайшие запахи, мимику, жестикуляцию, просто не всегда можем быстро их осознать. Поэтому куда проще судить о намерениях, чувствах и мыслях человека именно по его словам и интонациям.

Например, два человека произносят одну и ту же фразу: «Это было бы замечательно». Один говорит ее с восторгом, подчеркивая слово «замечательно» с яркой интонацией и улыбкой на лице, а второй, наоборот, произносит фразу с сарказмом, придавая слову «замечательно» оттенок сомнения и цинизма. В этой ситуации наш мозг обрабатывает эмоциональные нюансы в речи. С точки зрения нейропсихологии, человек, говорящий с восторгом, и человек, выражающий сарказм, активируют разные части мозга у своих собеседников — а это напрямую влияет на понимание их намерений и эмоций.

Сфера деятельности

Люди интеллектуального труда, как правило, демонстрируют хорошую дикцию, четкость произношения. У таких мастеров слова даже ругательство становится стилистическим приемом. Высокообразованный человек прекрасно владеет языком и может обозначить личные границы при помощи слов. А вот человека, который сам плохо понимает, о чем говорит, легко вычислить по спутанности речи. 

Речь может выдавать и сферу деятельности собеседника. Так, чиновников и офисных работников можно узнать по пассивным, обезличенным конструкциям и использованию канцеляризмов, а юристов — по отличной выраженности мыслей: у каждой фразы есть фактура, логичное начало и конец, эмоции уравновешены, речевые ошибки отсутствуют. 

Архетип

Нейролингвистика позволяет проанализировать не столько характер человека, сколько наличие в его подсознании проявленных архетипов. Архетип — это некий образ, который человек демонстрирует в обществе. Иными словами, это «шаблон» или «пример» поведения. 

У каждого архетипа есть условный набор «своих слов». Вот как он выглядит для некоторых из архетипов системы Маргарэт Марк и Кэрол Пирсон:

  • для архетипа «Герой» характерны такие слова, как «смело», «докажем», «испытание», «сила», «решимость», «конкурировать», «победим», «дисциплина», «бороться».

  • «Шутнику» присущи слова «ловко», «одурачить», «игра», «развлекать», «манипулировать», «прикол», «весело».

  • «Мудрец» будет часто использовать слова «знания», «опыт», «аргумент», «исследование», «цель», «интерпретировать», «подумать».

Знать архетип человека полезно в различных ситуациях, например, в бизнесе, когда нужно наладить контакт с клиентом или партнером. В психологии, когда нужно помочь человеку разобраться в своих проблемах, или в личной жизни, когда мы хотим лучше понимать своих близких.

Основы нейролингвистики: что можно узнать о человеке по его письменной и устной речи

«Фальшивое зеркало», Рене Магритт

Фото

Flickr

Что можно узнать по письменной речи человека

«Считать» человека можно не только по устной речи, но и по тому, как он пишет сообщения или электронные письма. «Вы» с большой буквы в сообщениях часто пишут люди старше 40 лет — тем самым они как бы подсвечивают свое чрезмерное уважение к собеседнику, хотя по этикету деловой переписки такое написание считается дурным тоном. В устной речи такие люди обычно сбиваются на «вы» даже после того, как перешли на «ты». 

Отсутствие знаков препинания в сообщении может говорить как о неграмотности, так и о небрежности или излишней занятости. В любом случае это признак неуважения к себе и своему «собеседнику». Стоит все-таки отметить, что игнорирование правил пунктуации при письме может говорить о дефиците ресурса и жизненной энергии у человека. Есть интересная пословица на этот счет: «Как говорим, так и живем». В нашем случае, «как пишем».

Учитывайте следующее:

  • определив архетип собеседника, нельзя надеяться, что это — его единственная роль,

  • обращайте внимание на жесты — они могут как дополнять и подтверждать сказанное, так и противоречить словам человека,

  • покалывания в области сердца, учащенное дыхание и/или напряжение в теле может быть реакцией на ложь,

  • вычислить обманщика крайне сложно — его отличает не спутанная, нелогичная речь, а, наоборот, красноречие, отличная имитация чужого стиля и легкая адаптация к ситуации,

  • лучше использовать глаголы взамен отглагольных существительных — вместо «чтение» — «читать», вместо «работа» — «работать». Так вы становитесь ближе к действию, а не описанию процесса,

  • отзеркаливать человека ради хороших итогов беседы — неплохой совет, но пользоваться им надо аккуратно, создавая атмосферу взаимопонимания, а не превращая разговор в банальное копирование.

И главное: помните, что хотя нейролингвистика может дать ценную информацию о собеседнике, полагаться на нее, как на единственный и окончательный источник знаний, и делать поспешные выводы о человеке нельзя.

Жанна Пампура
Жанна Пампура

Тренер по голосу и речи, сертифицированный спикер GSF, автор научных публикаций

Телеграм-канал