Илья Суслов
Специализируется на детско-родительских отношениях, динамике супружеских отношений и семейной конфликтологии, вопросах воспитания детей, зависимого поведения, самореализации, поиске призвания и реализации человеком личностного потенциала

Мне 30 лет, только началось развитие карьеры, работе приходится посвящать очень много времени. Но что более важно — много моральных сил. На любой работе (сменил несколько должностей и компаний) руководитель становится для меня чем-то большим, нежели просто начальник. Это тот, с кем ты, так или иначе, проводишь по девять и более часов в день (даже удаленно, ведь всегда чувствуется необходимость отчетности).

С друзьями, девушкой и родителями, вместе взятыми, я общаюсь меньше, чем с ним. Выходит, начальник для нас — наиважнейшая фигура? Сложно отделаться от мысли, что это именно тот человек, от которого зависит все, потому что доход определяет и возможность снимать квартиру, и быть независимым во многом, и иметь достаточное качество жизни.

Не раз замечал у себя нечто вроде стокгольмского синдрома: хочется выговориться начальнику, рассказать о проблемах, поделиться многим, ведь он главнее родителей и друзей. Вижу абсурд этой ситуации. Что думает об этом современная психология?

Константин, 30 лет

Константин, неожиданный вопрос. Во-первых, непонятно, почему вы проводите с начальником весь день? По идее большинство сотрудников пересекаются с начальником не так часто, в основном люди общаются с коллегами. Но видимо, у вас какая-то особенная специфика, и вы работаете с шефом бок о бок весь рабочий день. Хотя даже секретарь общается со своим боссом не более нескольких десятков минут в день. Или вы имеете в виду что-то другое: ментальную связь, ответственность и внутренние диалоги с ним?

Во-вторых, непонятно, почему вы употребили термин «стокгольмский синдром», ведь он подразумевает хорошее отношение жертвы к насильнику. А начальник вроде таковым не является, равно как и вы — жертвой. Видимо у вас смешанные чувства к шефу: хочу, но боюсь.

В-третьих, вы идеализируете шефа и наделили его гораздо большей значимостью и влиянием, чем есть на самом деле. От него действительно зависит многое, но не все. Больше зависит от вас самих. Ведь ваша задача — выполнять свои обязанности в рамках трудового договора и должностной инструкции, тогда вы гарантировано получаете свою зарплату. Более того, вы можете поменять место работы и, соответственно, начальника.

Касательно вашего желания ему выговориться, лично я не вижу ничего страшного в этом, у многих людей возникает подобное в рабочем коллективе, если складываются доверительные отношения

Другое дело, что не стоит этого делать подробно, сообщая интимные моменты, не нужно смешивать личное с рабочим и сближаться сильно, чтобы не давать личную информацию для возможного манипулирования в дальнейшем. Хотя когда я был руководителем, я был в курсе основных важных событий своих сотрудников, иногда случались и задушевные разговоры.

А из теории и практики психоанализа могу сказать, что у вас произошел родительский перенос на начальника, и вы стали его воспринимать таким образом. Фирма — это проекция родительской семьи или класса, школы, где директор как отец, или мать, или учитель, а сотрудники как братья, сестры или одноклассники. И мы заново проживаем свои отношения или неразрешенные конфликты со значимыми взрослыми, только уже в рабочем коллективе, став взрослыми. Такое случается, если шеф кого-то напоминает из родителей, родственников или учителей — внешностью, манерами, привычками. Попробуйте найти его прообраз и постарайтесь понять, что осталось недосказанным, невыясненным или недополученным.