Анастасия Дира
Психолог-консультант, ведущая группы поддержки в центре «Насилию.нет» (признан «иностранным агентом» в России), психолог фонда «Дети+»

Рассказ мой начнется с подросткового возраста. Тогда маму лишили родительских прав за то, что мы сидели голодные, а она лежала и не работала. Нас с сестрой забрали родственники, а маму увезли в больницу для психологически больных людей. С момента, как ее выписали, начался полный кошмар: ежедневные просьбы занять деньги у родственников, контроль из разряда «кто, зачем, куда?», битье посуды на ровном месте, агрессивное поведение, ссоры с прохожими…

С 18 лет, как я начала работать, ежедневно просит у меня по 5, 10, 25 тысяч рублей. На предложение устроиться на работу отвечает так: «Не пойду я работать. Я вас обеспечивала, да и люди везде противные, каждый раз против МВД что-то имеют». Про МВД — потому она бывший сотрудник отдела полиции. 

Сейчас, когда мне исполнился 21 год, она выходит за все рамки дозволенного. Если я кидаю ее в черный список в социальных сетях, то она приезжает, подсматривает за мной и молодым человеком в проем для ключей, долбится в двери, кричит на весь подъезд. Стоит открыть дверь, как она начинает вламываться в квартиру, кричит о том, что я не должна жить отдельно от нее, что половину моего дохода я должна отдавать ей, что она моя мать. К слову, в детстве она меня каждый день очень сильно била, общалась матом и выгоняла зимой из дома зимой. 

Что можно предпринять? Как относиться к ней после этого всего? Я в растерянности. До появления младшей сестры была адекватной женщиной. Я прошу ее обратиться к психологу — в ответ посылает на три буквы. Стоит ли продолжать общение? Помогать? Каждый раз испытываю стыд и чувство вины. Она часто манипулирует и давит на жалость.

Снежана, 21 год

Снежана, здравствуйте! Горячо сочувствовала вам, когда читала ваше обращение. Очень жаль, что вы сталкиваетесь с такими обстоятельствами и таким поведением близкого человека. У меня описанные события вызывали гнев, злость, печаль. Жить или взаимодействовать с родственником, у которого есть особенности по здоровью, — это непростая история, в которой очень важно задуматься о себе. О том, как вы можете себя поддерживать, какие границы в вашем взаимодействии хотите установить, в каком объеме готовы оказывать помощь и поддержку (и готовы ли?).

Вы спрашиваете, как относиться к маме после описанного, из чего я предполагаю, что есть некая спутанность чувств и мыслей. Предлагаю вам такую технику: выпишите себе ситуацию, связанную с мамой, в соседнем столбце напишите свои мысли по поводу этой ситуации, в следующем столбце свои чувства. Это наглядное упражнение, которое помогает навести порядок в собственном восприятии событий. Обычно после выполнения данной техники проще переходить к более сложным вопросам и решениям, связанным с ситуацией и человеком.

Вы пишете, что мама нарушает все рамки дозволенного. Очень важно возвращать человеку, который нарушает границы, свои чувства относительно его поступков. 

Вы также можете продумать «санкции» — меры, которые будут следовать, если человек повторно нарушит границу, — и предупреждать о том, что они вступят в силу, если такое поведение повторится

Вы спрашиваете, помогать ли маме. На мой взгляд, этот вопрос из категории тех, на которые важно ответить себе самостоятельно, предварительно разобравшись со своими чувствами, мыслями. Я предлагаю вам вернуться к нему после описанной выше техники и попробовать идти «от себя», ища ответ на этот вопрос: хочу ли я помогать? В каком объеме?

Мне очень жаль, что вы испытываете стыд и вину, — это чувства, проживать которые в моем опыте довольно непросто. Мне только немного непонятно, в чем ваша вина заключается и перед кем вам стыдно? Когда я читала ваше обращение, не испытывала желания обвинить вас или, тем более, стыдить. 

На мой взгляд, эти чувства (вина и стыд) коварны тем, что не всегда соотносятся с реальностью, и тогда стоит проверить: действительно ли я в чем-то виновата (нанесла какой-то вред)? Если да, как я могу этот вред компенсировать? Так же и с чувством стыда: действительно ли со мной что-то не так? Если да, то наверняка это «что-то» не есть вся моя сущность. Что во мне есть хорошего, приятного, положительного, за что меня ценят мои близкие люди?

Куда можно обратиться за помощью

  • Центр «Насилию.нет»*: 8 (495) 916-3000

  • Центр психологической помощи в ситуациях домашнего насилия — пострадавшим, авторам насилия и парам, где насилие применяют оба партнера, — «НеТерпи»

  • Кризисный центр помощи женщинам и детям: 8 (499) 977-17-05

  • Проект «ТыНеОдна»: 8 (800) 1016479