Елена Корбмахер
Когнитивно-поведенческий психолог, кандидат психологических наук

Я очень обидчивый человек, любая грубость со стороны других людей меня глубоко задевает. Вот, например, моя начальница — не очень воспитанный человек, в народе таких называют «человек настроения». Иногда со мной вежливо и даже как с приятельницей общается (особенно когда ей что-то нужно от меня), а иногда может зайти в кабинет и даже не поздороваться, либо полностью меня игнорирует.

Тоже самое касается моих подруг. Я больше чувствую от них потребительское отношение, чем приятельское. Например, одна из них лежит в больнице, я переживаю, как за себя, звоню, приезжаю навестить. А когда я попадаю в аналогичную ситуацию, всем как будто все равно. Я не чувствую поддержки, хотя она мне очень необходима.

Последняя ситуация заставила меня задуматься: а любят и уважают ли меня люди из моего окружения? Или им только удобно со мной быть, когда нужно им?

Юлия, 34 года

Здравствуйте, Юлия! Понимаю вашу озабоченность. Проводя большую часть жизни в окружении других людей, мы вполне резонно надеемся, что эти люди будут проявлять к нам хотя бы уважение. Возникает вполне закономерный вопрос: почему я с коллегами и подругами общаюсь по-человечески, а они проявляют себя с неприятной стороны?

Для начала давайте присмотримся к ситуации с начальницей. Насколько я понимаю, ее поведение непредсказуемо и не опирается на какие-то понятные вам нормы общения. Если так, то что заставляет вас ожидать от нее приятельского отношения? Это как раз от раза надеяться, что погода будет солнечной, и, не обнаружив утром теплого лучика в окне, внутренне сопротивляться этому, недоумевать и принимать на свой счет.

Гораздо целесообразнее было бы просто отмечать про себя: «Жаль, что солнца нет. Но и пасмурную погоду я смогу пережить. Я это делала уже неоднократно. Солнце сегодня не вышло совершенно не потому, что я что-то сделала не так».

Аналогичного хода мыслей можно придерживаться и при столкновении с неприятным для вас поведением начальницы

В ситуации с подругами все несколько проще: вам не нужно соблюдать субординацию. Если вы чувствуете потребительское к себе отношение, то предлагаю поразмышлять над следующими вопросами:

  • Когда я не получаю желаемого объема взаимности, то почему я считаю, что это циничное потребительство, а не разный уровень отзывчивости?

  • Любовь и уважение со стороны подруг — это всегда нахождение рядом со мной, когда мне это необходимо? Или возможны иные варианты?

  • Знают ли подруги, что я в них нуждаюсь больше, чем они мне этого дают?

  • Готова ли я открыто поговорить с подругами о том, что не устраивает? (Здесь я не имею в виду конфликтное выяснение отношений, а именно спокойный дружеский разговор).

Ответы на эти вопросы позволят вам чуть шире взглянуть на ситуацию и совместно с подругами привести ожидания от дружбы к общему знаменателю.

В целом взаимодействие с другими людьми очень часто не соответствует нашим ожиданиям. Мы убеждены, что окружающие должны вести себя каким-то определенным образом, и, не получив этого, считаем, что все дело в нас, обижаемся. Но где доказательства того, что именно наша личность является причиной такого поведения окружающих? 

Если качество общения вас не устраивает, есть по меньшей мере три варианта поведения

  • Можно прервать общение,

  • принять поведение других как погоду за окном,

  • предпринять шаги по изменению качества межличностного контакта.

Поступки других людей лежат вне зоны нашего контроля, чем бы они ни вызывались. Но мы абсолютно точно можем позаботиться о том, чтобы имеющиеся социальные контакты не доставляли нам неудобства. Будьте на своей стороне, и все нормализуется!