Инна Макаренко
Психолог, гештальт-терапевт, коуч

Мое письмо, наверное, затеряется среди сотен других, но я все-таки очень надеюсь, что кто-нибудь из специалистов даст на него ответ, и мне станет чуточку легче…

Меня зовут Ярослава, мне 15 лет. Весной этого года умерла моя бабушка. Похоронами занимались родители и по ряду обстоятельств приняли решение о кремации. От меня ничего не скрывали, я все знала и приняла эту горькую ситуацию. Но теперь, когда я прихожу на кладбище (урну предали земле), мне становится невыносимо больно и страшно. Я хочу обращаться к бабушке, говорить с ней, просить прощения, но мне было бы легче, если бы я знала, что под землей погребено тело, а не прах, пыль…

Прах для меня — это конец конца, своеобразная точка невозврата. Хотя умом я понимаю, что мы общаемся с душой умершего, а не с телом, я не могу перестать думать, что могила перестала иметь некий сакральный смысл. Она как будто пуста. Моей бабушки там нет — тогда где же она?!

Простите за сбивчивый рассказ. Я очень надеюсь, что кто-нибудь поможет мне справиться с моей болью.

Ярослава, 15 лет

Ярослава, понимаю вас. Теряя близкого человека, мы сталкиваемся с конечностью жизни, встречаемся со своей беспомощностью, невозможностью предотвратить смерть или хотя бы ее отсрочить. Наша психика испытывает настоящий ужас и боль утраты. И то, что с вашей бабушкой произошла кремация, вами ощущается как резкий и окончательный разрыв связи с близким человеком, как «конец конца». Но это не так.

Человек жив, пока жива память о нем. И наши отношения, и контакт с человеком часто не кончаются его смертью, а продолжаются надолго после — в наших мыслях, воспоминаниях, во внутренних диалогах с ним. Я бы рекомендовала вам вообще в данный момент не посещать кладбище, если там вам сложно находиться.

Общайтесь дома с фотографией любимой бабушки — по сути, мы общаемся не с телом или прахом, а с тем образом, который остается после человека

Проговаривайте все свои чувства, эмоции, страхи, просите прощения, глядя ей в глаза, — возможно, дома, в своей комфортной обстановке, вы ощутите с ней гораздо более близкую связь, чем даже если бы ее тело было погребено на кладбище. Этот диалог в домашних условиях может оказаться более интимным. Вы почувствуете, что она всегда с вами рядом, и постепенно, шаг за шагом, сможете принять реальность такой, какая она есть.

Вам важно пройти этап горевания — выплакать и прожить все эмоции, не подавляя их в себе. Вскоре после горьких чувств вас все чаще будут посещать и другие переживания — светлой печали, благодарности, любви, радости за то, что этот человек был в вашей жизни. Проплакав и отгоревав столько, сколько вам необходимо, вы сможете принять эту утрату и постепенно вернуться к нормальной жизни.