Джавада Титарова
Детский психолог, автор проекта «Чадодейство»
Личный сайт

У меня с недавних пор появилась весомая проблема, которая сильно мешает жить. Я начала усиленно готовиться к олимпиадам школьников по праву. Сначала мне было очень интересно, мотивация была на высочайшем уровне. Ради подготовки я перевелась в другую школу и перешла на очно-заочную форму обучения. Режим обучения сейчас почти как в университете. 

Однако спустя примерно месяц начались проблемы. Я просто не могу заставить себя сделать что-либо. К экзаменам, на подготовку к которым выделяется несколько недель, я начинаю готовиться в самый последний день, судорожно пытаюсь за раз выучить 400 вопросов. Почти не готовлюсь к семинарам.

Очно я прихожу в школу три раза в неделю, и подразумевается, что остальное время я должна тратить на подготовку к олимпиадам. Вначале так и было. Однако сейчас все время, что я не на лекциях, я трачу на сон или на развлечения: сериалы, соцсети, прогулки с друзьями.

Каждый раз, когда я все же сажусь за учебу, я постоянно отвлекаюсь на какую-нибудь ерунду: считаю количество книг на полке, мысленно пересказываю сюжеты сериалов или фильмов, в общем, как будто бы специально делаю все, чтобы не учиться. Но я правда хочу этим заниматься, мне нравится предмет, у нас классный преподаватель, я понимаю, для чего я учусь и что мне даст победа в олимпиаде.

Это все был мой осознанный выбор. Но у меня просто не получается, может, не хватает силы воли или я просто разленилась, я не понимаю. Из-за того, что я не учусь, у меня появляется сильнейшее чувство вины и ощущение, что я не оправдываю собственных ожиданий. Помогите, пожалуйста.

Вероника, 14 лет

Дорогая Вероника, спасибо за письмо. Скажу честно, ваша мотивированность впечатляет. Даже сквозь строки чувствуется редкая, жизнеутверждающая целеустремленность. Понимаю, как разочаровывающе может быть эта беспричинная невозможность соответствовать своим собственным ожиданиям. 

Часто мы питаем иллюзию, что будем идти к цели линейно, в то время как это происходит волнообразно: периоды интенсивной деятельности сменяются периодами покоя, когда хочется расслабиться и отвлечься. 

Причины прокрастинации могут быть разными, включая перегрузку информацией (ого, 400 вопросов за раз»), стресс из-за изменений в учебном процессе (смена школы — серьезное дело) или стремление к идеальному результату (победа в олимпиаде), которое вызывает тревогу и страх провала.

В периоды, сменяющие высокую активность, стоит позволить себе небольшую паузу без чувства вины. Мучаясь ожиданиями, мы лишаемся возможности расслабиться по-настоящему. Это усиливает усталость и желание откладывать дела на потом. Если хотите сделать время отдыха максимально эффективным, таким, которое позволит восстановиться наверняка, включите разнообразные виды деятельности в свой распорядок дня: физические упражнения, прогулки, общение с друзьями, хобби.

Когда вы отдохнете, попробуйте планировать учебу с мыслью, что важно избежать перегрузки, ведь она всегда приводит к одному и тому же результату — выгоранию.

Можно заниматься небольшими отрезками, например, по известному методу pomodoro. Он предполагает концентрацию в течение 25 минут, за которыми следует перерыв. Поможет следовать этому графику и использование специальных треков на YouTube: когда время выйдет, вы услышите сигнал — пора отдыхать.

Каждый из нас переживает волну внутренних колебаний на пути к достижению целей. Важно помнить, что периоды отдыха и самопрощения не только необходимы, но и вполне естественны. А маленькие, систематические действия более эффективны в долгосрочной перспективе, чем кратковременные скачки на грани возможностей. Будьте терпеливы к себе и продолжайте двигаться в собственном темпе.