Елена Вроно
Детский и подростковый психотерапевт, суицидолог, автор книг.

В детском саду 5-летней дочке дают сложные задания. Мы помогаем, но она хочет делать все сама. Воспитательница нам выговорила, что наша поделка хуже всех. Разве полезно делать задания за ребенка?

Ксения, 28 лет

Детям, особенно маленьким, нужно помогать, это бесспорно, пока сохраняется то золотое время, когда ребенок знает меньше, чем вы, а вы умеете больше, чем он. Но здесь, Ксения, есть принципиальное условие: нужно выполнять задание вместе с ребенком, а не вместо него. А совместность требует времени и трудозатрат.

Придется оставить приятные или важные домашние дела и полностью сосредоточиться на этом. Например, нельзя варить суп и посадить девочку за кухонный стол рисовать домик. Потому что это будет контроль и надзор. И совсем иначе получится, если вы сядете с ней рядом, суп выключите и будете вместе, подсказывая ей, когда что-то не получается, этот домик изображать. Это утомительно, но в противном случае ребенок не будет развиваться.

Второй момент: если мы решаемся отдать ребенка в детское учреждение, то доверие этому учреждению должно быть безусловным. Если вы не уверены, что воспитатель желает добра вашей дочери, толку никакого не будет. Буквально: ищите другой детский садик. Если же вы готовы вступить с педагогом в диалог, то найдете слова, чтобы объяснить, почему не делаете задание вместо девочки, даже если результат неказистый и кривой. Но это в том случае, если вы настроены на сотрудничество, а не на конфронтацию.

Если вы убеждаетесь раз за разом, что сотрудничества с воспитателем не получается, то с этим нужно разбираться: либо с психологом, либо решать с домашними, что вы не находите общего языка с педагогом — не потому что воспитательница злодейка, а потому, что вы не можете наладить диалог. Именно диалог — залог хороших условий для ребенка.