Юлия Берникова
Гештальт-психолог. Сфера интересов: эмоциональные зависимости, зависимые отношения, границы, сепарация, уверенность в себе.

Я постоянно живу в страхе и тревоге — это продолжается не один год. Я буквально всего боюсь, испытываю постоянный дискомфорт. Когда я была ребенком, мне все время говорили, что я должна хорошо учиться, должна делать то, уметь это. За плохие оценки мне доставалось, да и не только за них. Частенько физически. Иногда без объяснения причин. Мои интересы редко учитывались — кружки и дополнительные занятия были исключительно выбором родителей. 

Институт тоже был их выбором. Учеба там мне не давалась никак, были постоянно хвосты и пересдачи. В конце концов я приняла решение бросить учебу, на что выслушала много неприятного для себя. Так как меня отправили учиться в другой город, то ждали учебы на пятерки, обслуживания своих потребностей, включая аренду, и работы с заработком в миллион. Я такой жизни — ехать на другой конец страны и учиться там, где не хочу — не желала, но обратно вернуться мне не давали.

Учиться дальше я не пошла, начала работать. Следующие 10 лет я не занималась ничем, кроме работы, и обнаружила в итоге, что не знаю, чем хочу заниматься. Работа моя мне не нравится, но другого опыта у меня нет. Очень хочу уволиться, но на меня накатывает такой ужас, что я не могу нормально спать. Когда начинаю чем-то интересоваться или заниматься, то с трудом концентрируюсь, а от неудач в сложных задачах впадаю в уныние. 

Меня преследует ощущение безнадежности, что я так ничего и не смогу. Такой паралич доходит до абсурдного: недавно необходимо было вызвать электрика, просто позвонить и оставить заявку, но у меня на это ушло два месяца. Мне было страшно просто позвонить. Любые решения даются с огромным трудом. Подскажите, можно ли как-то решить такую проблему? Мне кажется, что я живу в аду.

Мария, 30 лет

Мария, вы пережили много несправедливого. Жестокие наказания за ошибки в детстве и в юном возрасте, авторитаризм родителей, невозможность выбрать свой путь, отсутствие базовой безопасности, внезапно свалившуюся на вас ответственность за самообеспечение. Это не может пройти бесследно. И ваш страх, и чувство беспомощности, и непонимание, чего вы хотите, я думаю, как раз являются следствиями ваших исходных условий. Я очень вам сочувствую. С вами действительно поступали так, как нельзя поступать.

Несмотря на все эти обстоятельства, вы проявили недюжинную духовную и душевную силу, удерживаясь в институте столько, сколько могли, и найдя все же способ себя обеспечивать. В этих моментах вы заслуживаете, на мой взгляд, большого уважения. Однако все, что происходило с вами раньше, привело к тому, что вы живете не свою жизнь. То, что вы делали, вы делали из необходимости, а не из желания. Вот и жизнь у вас сейчас из необходимости. Это тяжело. 

Эта тяжесть накладывается на старые травмы, когда за ошибки ругали, когда за вас все решали, — вот оно и доходит до абсурда, когда вы не можете оставить заявку на электрика 

Вы спрашиваете, можно ли решить вашу проблему. Я думаю, что можно. От души рекомендую вам дойти до психолога или лучше — до терапевтической группы. Ваши «занозы» нужно из души вынимать: сейчас их столько, что не остается места для радости, и вы, как сами пишете, живете в аду. У вас совсем нет энергии. Вам нужен кто-то, кто поддержит вас, примет, покажет совсем другое отношение — то, которого вы на самом деле заслуживаете. А вы, поверьте, заслуживаете гораздо лучшего отношения, чем демонстрировали ваши родители, и сочувствия. 

После этого у вас появятся силы и энергия и, думаю, вы перестанете так сильно всего бояться. Часто нам нужны просто принимающие и уважающие люди рядом, чтобы вдруг появились силы творить свою жизнь так, как нужно именно нам. А когда у вас будут силы, вы уже будете разбираться, чем хотите заниматься, на что менять работу. Много, возможно, другого интересного и вдохновляющего в вашей жизни появится. Удачи вам!