Анастасия Гурнева
Работала в государственных учебных заведениях, участвовала в проектах помощи детям-сиротам, преподавала в вузах, основной фокус — индивидуальное консультирование, в частности, работа с людьми, пережившими насилие. Любимые методы: МАК, гештальт
Личный сайт

После рождения сына у меня начались какие-то странные перепады настроения. Уже год я неделями то хочу покончить с собой, то скачу сайгаком и пытаюсь свернуть горы. Эти периоды чередуются без какой-либо системы. Я пыталась вычислить хоть какую-то закономерность, чтобы предсказать, когда в очередной раз скачусь в мысли о самоубийстве, чтобы хоть как-то подготовиться или даже предотвратить этот момент. Но системы нет. По крайней мере, с моей точки зрения. 

Я могу лечь спать с кучей планов на завтра, а проснуться совершенно безвольной тряпочкой с единственным желанием — умереть. Единственное, что останавливает, — наличие двоих детей. Дочке уже пять лет. Я боюсь, что мое самоубийство может сильно на нее повлиять в негативном смысле. Очень устала от таких перепадов настроения, хочется, чтобы это все уже прекратилось. И боюсь, что в какой-то момент все же выйду из окна.

Делиться переживаниями с мужем особого смысла не вижу. У нас однажды был как-то разговор о самоубийствах — муж уверен, что если человек говорит, что хочет умереть, то он с собой никогда не покончит. Самоубиваются всегда тихо и тайком. С родителями делиться тоже не хочу — они уже в возрасте, не хочу их лишний раз нервировать.

В сентябре хотела сходить к психотерапевту. Не получилось, так как дети по очереди болеют уже полтора месяца, а муж может посидеть с ними только на выходных. Но в выходные у нас психотерапевт не работает. Я очень устала. И от себя, и от семьи. И уже не знаю, как вытащить себя из этого болота.

Татьяна, 38 лет

Татьяна, очень сочувствую в том, что происходит с вами. Вы описываете состояние, похожее на депрессию. Несмотря на то что я консультирующий психолог, а не практикующий психиатр, а потому не имею права (ни морального, ни юридического) ставить в интернете диагнозы по тексту, то состояние, которое вы описываете, очень похоже на клиническую депрессию. 

Не тот «депресняк», что иногда нападает на нас по осени, когда все тлен и хочется завернуться в плед, думать о тщете жизни и других экзистенциальных тупиках. И даже не тот депресняк, что является результатом острого стресса или переживания потери, потому что у него есть острая фаза — реакция на событие, но потом психика адаптируется к новой жизни и начинает функционировать полноценно, хоть и не по-прежнему. 

В вашем письме есть несколько важных моментов, которые говорят о том, что ваше состояние серьезно: 

  • Состояние началось после рождения сына — послеродовая депрессия?

  • Вы сами называете эти перепады настроения странными и не можете найти систему — о чем это может говорить? О том, что состояние может быть не вызвано внешними событиями, а иметь внутренние причины (физиологические: гормональные, нейромедиаторные и прочие). За подробностями к доктору, который психиатр.

  • Вот это состояние, когда с вечера планы, а утром вы просыпаетесь «безвольной тряпочкой», также может служить симптомом депрессии, когда нарушается не только смыслообразующая и эмоциональная сферы, но и энергетическая в самом буквальном смысле — нет сил ни на что. 

  • Возможно, об этом же говорит и усталость, которую вы упоминаете, ведь вам приходится вставать и жить обычную жизнь, то есть тратить огромное количество сил на преодоление — мыслей о суициде, бессилия для того, чтобы никто не увидел, что на самом деле с вами происходит, для функционирования на обычном уровне. Это как если бы человек сломал ногу и пытался ходить, не хромая. Сколько, вы говорите, длится ваше состояние, год?

  • Попытка вытащить себя саму — невозможность обратиться за помощью: родителей не хочется напрягать, муж в косвенном разговоре проявил не ту точку зрения, что позволила бы вам открыться, до психотерапевта вы не дошли из-за графика работы. Все выглядит так, как будто решения нет. Но это не так, потому что это голос состояния, а не ваш. 

Итак, в письме есть все основания, чтобы воспринять ваше состояние всерьез. И это хорошая новость, потому что если принять его всерьез, то можно получить целевую помощь и выбраться из него. Вам совсем не нужно тащить это все одной, сейчас есть прекрасные лекарства, которые не вызывают привыкания и не меняют состояния сознания, а именно стабилизируют вот эти перепады энергии, создают базовую устойчивость психических процессов и избавляют от суицидальных мыслей. 

Шаг ноль — найти хорошего психиатра и обратиться к нему за лечением. Шаг первый — поискать хорошего психолога, с которым можно проработать тему одиночества в семье и готовности все тащить в одиночку, поискать способы открываться миру и близким людям, запрашивать помощь и внимание, когда оно вам нужно. Следующие шаги уже будут ваши — это возможность жить легко и двигаться в тех направлениях, которые будут обретать для вас смысл.