Дофаминовое платье, фетишизм и «упакованное восприятие»: как одежда вдохновляет нас
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

То, что мы носим, — важная составляющая личного имиджа, вне зависимости от того, насколько мы озабочены модой и стилем. Внешний вид создает первое впечатление, по которому мы оцениваем друг друга, и логично предположить, что встречная реакция побуждает нас вести себя определенным образом. Эту занятную закономерность американские психологи Хаджо Адам и Адам Галински определили как enclothed cognition («упакованное восприятие»).

Эксперты привели в пример наблюдения за сотрудниками медицинских учреждений, из которых следовал вывод: белый халат врача формирует уважение к специалисту и доверие во время приема. Этот же халат, как отмечено в исследовании, мотивирует доктора сконцентрироваться на работе и избегать неточностей в диагнозах, которые случаются чаще, если врач не облачен в униформу.

«Предпочтения в одежде напрямую влияют на поведение, манеру общения и то, как к нам относятся окружающие, — утверждают Адам и Галински в статье, опубликованной в журнале Journal of Experimental Social Psychology. — Более того, чем больше человека удовлетворяет собственный внешний вид, тем выше его настроение и самооценка».

«Дофаминовая одежда»

Выпускники Лондонского колледжа моды, вдохновленные исследованиями Адама и Галински, создали сайт hajinsky.com, целью которого определили информирование о психологическом понимании процесса создания одежды и отношении к личному гардеробу.

«Мода — это визуальное выражение идентичности, — гласит вводный текст на портале. — Мы не анализируем людей по цветовым или стилистическим предпочтениям. Однако оттенки и силуэты, комфортные для конкретного человека, несут в себе комбинацию значений, включая воспоминания и переживания, связанные с определенным цветом или образом».

На hajinsky.com подробно разбираются примеры трендов, способных повлиять на настроение, в частности, «дофаминовая одежда» — термин, возникший на фоне пост-ковидного ренессанса, когда истосковавшиеся по свободе люди и модные коллекции запестрили яркими цветами и забавными деталями.

Пример из категории повседневных — одежда спортивного стиля

Натягивая леггинсы и яркий топ в раздевалке фитнес-зала, любая девушка ощущает несгибаемую силу воли и горит желанием вспотеть на тренажерах. 75% женщин в возрасте до 40 лет заявили в опросах сети «Спортмастер», что качественная удобная одежда является чрезвычайно важным фактором для регулярных упражнений и стимулом для похода в спортзал.

Учитывая психологическую закономерность, спортивные бренды не щадят средств на рекламные кампании, привлекая к съемкам звезд и именитых спортсменов. Для промо-съемок фитнес-аутфитов все чаще приглашаются модели с нестандартными фигурами, чтобы вовлечь потенциальных покупателей в визуализацию вдохновляющих перемен. Продвинутый вариант — знаменитости с формами в рекламе одежды собственных марок, как в случае с брендом SKIMS и его основательницей Ким Кардашьян.

1/5

Модель в рекламе бренда SKIMS

Мода и интуиция

Другой пример «упакованного восприятия» — реакция на комплименты по поводу образа или предмета одежды. Тот самый wow-эффект, о котором мечтают все, прихорашиваясь перед зеркалом. «Если мы слышим комплимент не единожды, то ассоциируем восхищение с определенной деталью гардероба, которая становится личным фетишем, наделяющим властью», — пишет британский профессор Кэролайн Мэйр в книге «Психология моды».

Нет причин искать научные доказательства тому, что в шкафу каждой женщины висит одежда, которую она идентифицирует по чувствам и эмоциям, а не по названию бренда, цене и качеству.

Что интересно, собираясь куда-либо, мы делаем выбор подсознательно — неважно, «счастливое» платье или дурацкий наряд из серии «зачем я только его купила». Вы просто знаете, чего по случаю просит душа, и в такие моменты не нужны советы близких по вопросу «что же надеть?»

Интуитивная манера одеваться — наиболее оправданная в мире конкурирующих марок и модных трендов.

Как формируется индивидуальный стиль

Будучи детьми, мы стараемся подражать значимым взрослым, в том числе в манере выглядеть, двигаться, вести диалог. К подростковому возрасту влияние социума становится значимее, и мы начинаем перенимать информацию извне — не только из семейного и школьного быта, но и из других доступных источников: фильмов, сериалов, популярных медиа.

Подводя итоги последних декад, можно признать, что некоторым шоу удалось произвести особое впечатление на вкус подрастающих поколений — сериалы «Сплетница», «Секс в большом городе» (а также его продолжение «И просто так»), «Эйфория», «Эмили в Париже» пока что вне конкуренции.

1/5
Фото:

Кадр из сериала «Эмили в Париже»

Для тех, кто знаком с миром моды не понаслышке, источником креативного подхода к личному гардеробу служат рекламные кампании и показы новых коллекций, которые fashion-марки готовят как минимум дважды в год.

Особенно стараются бренды, гордые членством в Синдикате высокой моды, участники парижских недель моды от-кутюр. Их одежда — это отдельный вид искусства, о чем в этом году напомнили феерические шоу Schiaparelli и Maison Margiela.

1/5

Зендея на кутюрном шоу Schiaparelli весна-лето 2024

Кто вдохновит нас в 2024 году, сделаем вывод чуть позже: 5 марта Неделя моды в Париже завершит круговорот презентаций, запустив в мир свежие тренды

«Следуете ли вы актуальным трендам или нет, одеваясь каждый день, вы заявляете о том, кто вы и к какой социальной группе принадлежите, — сообщают создатели сайта hajinsky.com. — Одежда, которую мы носим, влияет на взаимодействие с другими людьми, на то, как мы воспринимаем себя, и даже на ход наших мыслей. И мода, как многогранный продукт грандиозной индустрии, может успешно использоваться для расширения возможностей и повышения самооценки».

Профессор Мейер в книге «Карта культурных различий» дает любопытный совет: если вы недовольны тем, как вы выглядите, проанализируйте, кто и что вас окружает. Оцените среду, личный опыт и прочий контент, влияющий на ваши решения, — возможно, чтобы нравиться себе, вам надо сменить контекст. Как в том же сериале «Эмили в Париже»: она пожила во французской столице и стала другим человеком.

Сменив среду и привычки, вы получите шанс измениться внешне и создадите себе уникальный стиль и гардероб, который сообщит окружающим захватывающую историю о вашей яркой личности.

Наташа Смирнова

Тренд-редактор, колумнист, автор телеграм-канала «Посмотрим»

Телеграм-канал