1. «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, КАК ПРОТЕКАЛИ БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ ВАШЕЙ МАТЕРИ?»
Многие могут удивиться, насколько психотерапевты бывают дотошными, что уже не только копаются в детстве, но и дошли до беременности наших матерей. На самом деле все имеет смысл — таким образом специалист может выявить факторы, которые привели к внутриутробным или родовым поражениям центральной нервной системы, которые сказываются в том числе на психике пациента. Обычные, на первый взгляд, перепады настроения могут быть следствием травмы — и тогда одной психотерапией не помочь.
2. «С КАКОГО ВОЗРАСТА ВЫ СЕБЯ ПОМНИТЕ?»
Очень многогранный вопрос, который проливает свет в том числе и на формирование памяти. Обычно ребенок помнит себя с 3 лет, хорошо и упроченно — с 5-6. Объем памяти увеличивается со временем. С другой стороны, отсутствие воспоминаний из раннего детства может говорить о вытесненных травмах, что сказывается на особенностях психологического и психического развития.
3. «КАК ВЫ УЧИЛИСЬ И БЫЛИ ЛИ ТРУДНОСТИ С ОСВОЕНИЕМ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ?»
Этот вопрос помогает выявить следующие заболевания.
Умственная отсталость. Ее не всегда видно на первый взгляд, особенно обычному человеку. Негрубые нарушения умственного развития могут влиять на поведение человека, но восприниматься окружающими как особенности (заметьте, даже не странности).
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Речь идет о внимании как когнитивном процессе, то есть способности к сосредоточению. Такие критерии, как неусидчивость и сложности в запоминании, считаются значимыми при диагностике. СДВГ проявляется в раннем детстве, если ранее признаков не было, то у взрослого оно не появится.
4. «КАК СКЛАДЫВАЛИСЬ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ?»
Такой вопрос можно услышать на приеме психотерапевта, особенно если вы обращаетесь с проблемами в отношениях. Модель семьи формируется в раннем детстве. Ближайшее окружение влияет на нашу самооценку, наличие или отсутствие травмированности, представляемую модель семьи и склонность к определенному поведению в отношениях/социуме. Еще один важный аспект в перспективе отношений — сформировавшийся тип привязанности.
5. «БЫЛИ ЛИ ЗАВИСИМОСТИ И СУИЦИДЫ У БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКОВ?»
Здесь проще: все мы знаем, что психические заболевания наследуются, а суициды часто становятся их следствием. Вопрос нужен для исключения возможного наличия психических заболеваний и перенаправления к психиатру.
6. «УЗНАВ, ЧТО ВЫ СКОРО УМРЕТЕ, ЧТО БЫ ВЫ СДЕЛАЛИ И ЧЕМ БЫ ХОТЕЛИ ЗАПОМНИТЬСЯ?»
Вот уж действительно странный вопрос. На самом деле смерть — это то, что заставляет нас вернуться к жизни и увидеть настоящие ценности, так как, находясь в депрессии или подавленном состоянии, человек склонен терять ориентиры и обесценивать все происходящее через призму когнитивных искажений. Этим вопросом мы проводим негативные представления о будущем до самой смерти, и человек через проекцию может понять свои ориентиры.
7. «КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ СЕЙЧАС?»
Многие клиенты начинают вздыхать, слыша подобное в свой адрес. Кто-то реагирует негативно: «Если бы я хотел поговорить об этом, я бы сходил к бабушке, чтобы пожалела». На самом деле это помогает оценить эмоциональное состояние пациента в начале приема, уровень волнения (это ведь не очень приятно, когда в вашей голове копаются), а также динамику состояния пациента в конце приема и эффективность проведенной сессии. Результатом может быть снижение уровня и накала эмоций, вплоть до состояния облегчения. Еще одним тонким моментом может быть настороженность по поводу алекситимии (когда человек не определяет свои эмоции и не может их назвать).
8. «ЧТО В ВАШЕЙ ЖИЗНИ ПРОИСХОДИТ НЕ ТАК, КАК ВЫ ХОТЕЛИ?»
Часть нервно-психических расстройств формируется на конфликте между представлениями самого пациента и настоящей действительностью. Этот вопрос помогает прояснить, как это несоответствие повлияло на вас.
9. «ЧЕМ Я МОГУ ВАМ ПОМОЧЬ?»
Этот вопрос часто воспринимается в штыки. Но такое обращение специалиста помогает прояснить ожидания пациента от процесса психотерапии и специалиста, его функции и роль в самом процессе; скорректировать возможное искаженное восприятие процесса в представлениях пациента и уберечь его от разочарований в результате.
10. «КАК ЧАСТО ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ СЕКСОМ И ЕСТЬ ЛИ ПОТРЕБНОСТЬ?»
Как можно понять, этот вопрос многих вводит в ступор — апеллируя, пациенты могут заявить: «Доктор, я к вам с раздражительностью обратился, бесит все, а вы меня про половую жизнь расспрашиваете». А ведь раздражительность, снижение либидо, плохой сон, сниженное настроение могут свидетельствовать о депрессии. И при выявлении подобного состояния врач, ориентированный на результат и помощь пациенту, учтет этот фактор как минимум при подборе медикаментозной терапии. Вполне возможно, что причиной раздражительности стала именно неудовлетворенная потребность.