10 вопросов, которые вам задаст психотерапевт на первой встрече (и это нормально)
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

1. «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, КАК ПРОТЕКАЛИ БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ ВАШЕЙ МАТЕРИ?»

Многие могут удивиться, насколько психотерапевты бывают дотошными, что уже не только копаются в детстве, но и дошли до беременности наших матерей. На самом деле все имеет смысл — таким образом специалист может выявить факторы, которые привели к внутриутробным или родовым поражениям центральной нервной системы, которые сказываются в том числе на психике пациента. Обычные, на первый взгляд, перепады настроения могут быть следствием травмы — и тогда одной психотерапией не помочь.

2. «С КАКОГО ВОЗРАСТА ВЫ СЕБЯ ПОМНИТЕ?»

Очень многогранный вопрос, который проливает свет в том числе и на формирование памяти. Обычно ребенок помнит себя с 3 лет, хорошо и упроченно — с 5-6. Объем памяти увеличивается со временем. С другой стороны, отсутствие воспоминаний из раннего детства может говорить о вытесненных травмах, что сказывается на особенностях психологического и психического развития.

3. «КАК ВЫ УЧИЛИСЬ И БЫЛИ ЛИ ТРУДНОСТИ С ОСВОЕНИЕМ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ?»

Этот вопрос помогает выявить следующие заболевания.

  • Умственная отсталость. Ее не всегда видно на первый взгляд, особенно обычному человеку. Негрубые нарушения умственного развития могут влиять на поведение человека, но восприниматься окружающими как особенности (заметьте, даже не странности).

  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Речь идет о внимании как когнитивном процессе, то есть способности к сосредоточению. Такие критерии, как неусидчивость и сложности в запоминании, считаются значимыми при диагностике. СДВГ проявляется в раннем детстве, если ранее признаков не было, то у взрослого оно не появится.

4. «КАК СКЛАДЫВАЛИСЬ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ?»

Такой вопрос можно услышать на приеме психотерапевта, особенно если вы обращаетесь с проблемами в отношениях. Модель семьи формируется в раннем детстве. Ближайшее окружение влияет на нашу самооценку, наличие или отсутствие травмированности, представляемую модель семьи и склонность к определенному поведению в отношениях/социуме. Еще один важный аспект в перспективе отношений — сформировавшийся тип привязанности.

5. «БЫЛИ ЛИ ЗАВИСИМОСТИ И СУИЦИДЫ У БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКОВ?»

Здесь проще: все мы знаем, что психические заболевания наследуются, а суициды часто становятся их следствием. Вопрос нужен для исключения возможного наличия психических заболеваний и перенаправления к психиатру.

6. «УЗНАВ, ЧТО ВЫ СКОРО УМРЕТЕ, ЧТО БЫ ВЫ СДЕЛАЛИ И ЧЕМ БЫ ХОТЕЛИ ЗАПОМНИТЬСЯ?»

Вот уж действительно странный вопрос. На самом деле смерть — это то, что заставляет нас вернуться к жизни и увидеть настоящие ценности, так как, находясь в депрессии или подавленном состоянии, человек склонен терять ориентиры и обесценивать все происходящее через призму когнитивных искажений. Этим вопросом мы проводим негативные представления о будущем до самой смерти, и человек через проекцию может понять свои ориентиры.

7. «КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ СЕЙЧАС?»

Многие клиенты начинают вздыхать, слыша подобное в свой адрес. Кто-то реагирует негативно: «Если бы я хотел поговорить об этом, я бы сходил к бабушке, чтобы пожалела». На самом деле это помогает оценить эмоциональное состояние пациента в начале приема, уровень волнения (это ведь не очень приятно, когда в вашей голове копаются), а также динамику состояния пациента в конце приема и эффективность проведенной сессии. Результатом может быть снижение уровня и накала эмоций, вплоть до состояния облегчения. Еще одним тонким моментом может быть настороженность по поводу алекситимии (когда человек не определяет свои эмоции и не может их назвать).

8. «ЧТО В ВАШЕЙ ЖИЗНИ ПРОИСХОДИТ НЕ ТАК, КАК ВЫ ХОТЕЛИ?»

Часть нервно-психических расстройств формируется на конфликте между представлениями самого пациента и настоящей действительностью. Этот вопрос помогает прояснить, как это несоответствие повлияло на вас.

9. «ЧЕМ Я МОГУ ВАМ ПОМОЧЬ?»

Этот вопрос часто воспринимается в штыки. Но такое обращение специалиста помогает прояснить ожидания пациента от процесса психотерапии и специалиста, его функции и роль в самом процессе; скорректировать возможное искаженное восприятие процесса в представлениях пациента и уберечь его от разочарований в результате.

10. «КАК ЧАСТО ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ СЕКСОМ И ЕСТЬ ЛИ ПОТРЕБНОСТЬ?»

Как можно понять, этот вопрос многих вводит в ступор — апеллируя, пациенты могут заявить: «Доктор, я к вам с раздражительностью обратился, бесит все, а вы меня про половую жизнь расспрашиваете». А ведь раздражительность, снижение либидо, плохой сон, сниженное настроение могут свидетельствовать о депрессии. И при выявлении подобного состояния врач, ориентированный на результат и помощь пациенту, учтет этот фактор как минимум при подборе медикаментозной терапии. Вполне возможно, что причиной раздражительности стала именно неудовлетворенная потребность.

Елена Антонова

Психотерапевт, психиатр

Telegram-канал