В Волгограде сотрудница пиццерии выгнала женщину с девочкой с расстройством аутистического спектра. О случившемся в соцсетях рассказала сама мать — писательница и журналистка Эвелина Азаева. По ее словам, она пришла вместе с дочерью в кафе рано утром: в тот день они возвращались из Ейска в Санкт-Петербург и решили остановиться отдохнуть. В заведении почти никого не было, и уставший ребенок захотел лечь на диван — однако это вызвало гнев у сотрудницы пиццерии.
«Вижу, мой ребенок прилег на сиденье — устала, едем тремя видами транспорта, жарко, то есть свалилась, а ноги на полу, к ней подошла сотрудница или уборщица и стала отчитывать, — написала мать ребенка. — Я подошла и сказала, что у ребенка аутизм и никого нет, никому ж не мешает. „Больные дети не должны ходить в кафе“, — заявила дама. „А где им есть?“ — спросила я. Она ответила: „Больные дети не должны вообще быть в общественных местах“. „А где они должны быть?“ — „С врачами“. Когда я попросила ее повторить эти слова на видео, она показала средний палец и с гордо поднятой головой ушла».
После случившегося мать девочки позвала менеджера, но та даже не принесла извинений
Позднее женщине написала владелица пиццерии: она принесла извинения за поведение своих сотрудников и предложила «подарки для ребенка», но этого, по мнению матери, недостаточно — она намерена добиться увольнения сотрудника. «Я вот не знаю, если детей, по которым тут даже не поняли, что есть аутизм, тут отказываются обслуживать, то что же с колясочниками? Может, спускают с крыльца, дав пенделя?» — написала она в соцсетях.
Случай в пиццерии вызвал широкий резонанс в местных медиа: одни читатели встали на сторону матери, заявив, что «фашизм процветает», а в самом Волгограде подобное хамство — не редкость, другие же выразили сомнение в «адекватности» матери и отметили, что «взрослому ребенку можно делать замечание в общественном месте».
Люди с расстройствами аутистического спектра нередко сталкиваются с невежеством в свой адрес. В апреле 2025 года Psychologies рассказывал о психологе, которая сравнила детей с аутизмом с животными — и разбирал, почему такие заявления бесчеловечны. Ранее актриса Белла Рамзи поделилась личной историей о том, как у нее диагностировали РАС и каким образом эта особенность ментального здоровья повлияла на ее жизнь.
Почему люди боятся детей с РАС

Детей с особенностями в развитии — не только с аутизмом, но и с задержкой психического развития, с другими нарушениями — часто буквально выгоняют отовсюду. Из школ, кружков, с детских площадок. Я лично видела, как одна мама закатила скандал на детской площадке, требуя убрать «неадекватного и ненормального» ребенка. И самое интересное, что дети 5-6 лет на этой площадке воспринимали мальчика с синдромом Дауна спокойно, просто как другого. Он странно себя вел, у него была несвязная речь, но детям это никак не мешало. И в итоге это все переросло в скандал, который затеяли взрослые, а не дети.
Почему так происходит? Потому что в нас, взрослых, живет страх. Мы боимся всего, что выбивается из нормы, боимся признать, что сами неидеальны. Мы живем в тревоге, в неудовлетворенности, и любые изъяны других людей становятся для нас триггером. Они как будто напоминают о собственной боли, и мы начинаем раздражаться. Нас может бесить не только ребенок с особенностями, но и бабушка, которая не может заплатить за пирожок, или бездомный в метро. Не потому, что они плохие, а потому что нам больно внутри. Мы не знаем, как с этим быть, и отыгрываемся за счет негативных эмоций. Просто потому что мы часто подавляем свои чувства, а на самом деле неудовлетворены жизнью или в ней происходит что-то плохое.
То же самое и с персоналом в кафе. Это уставшие люди, нередко недовольные своим положением, жизнью, работой. Они привыкли, что часто к ним самим отношение не очень уважительное. И когда появляется кто-то не такой, на нем легко сорвать накопившуюся агрессию, отыграться за собственные обиды. Это человеческий фактор — но это не делает ситуацию нормальной, не оправдывает таких людей.
Важно понимать: дети с РАС, с ментальными особенностями — такие же дети, они не виноваты в том, что родились с нарушениями и проблемами с здоровьем
И самое печальное, что если таким детям не дать возможности быть в коллективе, развиваться среди сверстников, они теряют шанс на прогресс. В наших психокоррекционных центрах мы берем таких подростков (с аутизмом, с другими особенностями), и я вижу, как они начинают меняться. И мы остальных ребят учим принимать таких детей, учим милосердию, объясняем, что ребенок не должен быть изгоем, не должен сидеть в четырех стенах. Да, это требует терпения, да, такие дети нуждаются в повышенном внимании, да, это не всегда просто. Но если окружающие дети научатся не бояться, а понимать, принимать, дружить, это очень поможет ребенку с РАС. Такие дети в коллективе часто развиваются быстрее, чем дома с педагогами и няней.
Нам, взрослым, нужно научиться быть человечнее. Не отвергать, не бояться, не проявлять пренебрежение. Потому что завтра в вашей жизни может случиться все, что угодно, и тогда вы сами или ваш собственный ребенок окажется «не таким». И вам, конечно же, захочется, чтобы его не гнали с детской площадки, не отвергали в садике, а приняли таким, какой он есть. Это про милосердие. Про зрелость. Про общество, в котором хочется жить.
Дети, кстати, все чувствуют. Пока взрослые не сказали, что «он странный, не играй с ним», дети воспринимают сверстника с РАС просто как другого. Не хуже и не лучше. Все идет от нас, от взрослых. От того, какие мы подаем примеры. Поэтому, если вы родитель особенного ребенка, не бойтесь отводить его в коллектив, даже если вы понимаете, что и ему, и вам будет тяжело. Не бойтесь отдавать его в специализированный центр — там он будет в окружении таких же детей, как он, и специалистов, которые знают, как ему помочь.
Если вы родитель обычного ребенка, научите его уважению, сочувствию и терпению, объясните ему, что люди бывают разные, со своими особенностями, и это нужно уметь принимать. Это уроки, которые важнее математики.