Десятилетие науки 2022–2031: что это значит для психологии?

Вчера президент России Владимир Путин подписал указ о том, что в стране начинается Десятилети науки и технологий. Согласно этому документу, основными задачами на 2022–2031 гг. станут:

  • привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок;

  • содействие привлечению исследователей и разработчиков к решению «важнейших задач развития общества и страны»;

  • повышение доступности информации о достижениях в технологичных сферах для россиян.

Очевидно, что эта инициатива позволит финансировать множество научных проектов — однако на текущем этапе неясно, какова среди них будет доля гуманитарных и есть ли перспектива развить академическую психологию в рамках Десятилетия науки и технологий.

А в чем российская психологическая наука нуждается? Мы обратились за комментарием к директору института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, доктору психологических и педагогических наук, профессору, члену-корреспонденту РАО Александру Савенкову. Публикуем мини-интервью с экспертом.

Psychologies: Что может значить для психологии как науки «десятилетие науки», объявленное в России?

— В XX веке говорили, что в будущем наука должна стать производительной силой общества. В XXI веке наука действительно стала ею: научные открытия стремительно внедряются в практику. Психология не относится к числу «точных» наук, как физика, химия или биология, но она очень стремится добывать истинное, позитивное знание. И, безусловно, повышенное внимание к науке в целом и к психологии, в частности, благотворно скажется на ее развитии.

Сегодня академические исследования в области психологии существенно влияют на нашу жизнь.

Так, например, на протяжение XX века считалось, что главными факторами успеха человека в жизни являются его когнитивные способности: интеллект, креативность и другие познавательные процессы.

Но психологические исследования убедили общество в том, что, например, для того же жизненного успеха гораздо важнее то, что называется «мягкими навыками»: способность к взаимодействию и сотворчеству с другими людьми, способность коммуницировать, высокий эмоциональный интеллект и социальная компетентность. Именно эти качества — основа жизненной успешности, а высокий интеллект и развитая креативность могут даже притормаживать карьерное движение!

Актуальность таких исследований с каждым годом возрастает, потому что современные дети и взрослые значительную часть своей жизни проводят в цифровой среде. Там не приобретается этот опыт живой коммуникации, а он принципиально важен для личностного развития и бытия в социуме.

— В чем академическая психология в России нуждается больше всего?

— Академическая психология сегодня нуждается во внутреннем очищении от фантазий, выдумок, мифов. Эти процессы уже идут: во многих исследовательских организациях, университетах стали работать комитеты по этике психологических исследований, которые стараются сделать исследования более профессиональными, грамотными, чистыми, добывающими максимально достоверные сведения. И это принципиально важная тенденция.

— Какие направления исследований, на ваш взгляд, наиболее актуальны на сегодня в психологии?

— Я думаю, сегодня актуальнее всего исследования из блока социальной психологии, связанные с индоктринацией. Этим словом обозначается способность человека некритически воспринимать чужие идеи.

Чтобы консолидировать общество, ему нужно то, что называют «национальной идеей», и вот эта идея, транслируемая лидерами и некритически принимаемая большинством, и выполняет важнейшую объединяющую функцию. Люди эволюционно склонны к некритическому принятию чужих идей, поэтому они объединяются в группы — но правильную идею важно грамотно сформулировать и предложить людям, иначе государство будет постоянно находиться под угрозой распада. В контексте глобальных конфликтов психология может сыграть очень важную роль: например, помочь решить сложнейший вопрос формирования в сознании людей подлинных ценностей и нравственных ориентиров.

Еще одна важная для психологии область — это когнитивные исследования. Они стимулируются программами по развитию искусственного интеллекта. Когда в этом вопросе физики и инженеры достигают каких-то прорывов, это заставляет пересматривать позиции по естественному интеллекту. И психологи довольно интенсивно сейчас изучают когнитивную сферу личности.

— Какое место занимает психология в системе научного знания? 

— В конце XX века некоторые методологи, специалисты по теории научного знания и философы говорили, что психология станет одной из основных наук в XXI веке. Уже прошло два десятилетия, а этого не случилось. Интенсивно развиваются такие науки, как биология, физика. На основе открываемых ими законов природы создаются новые высокие технологии. Например, гиперзвук, детектор исследования элементарных частиц, коллайдер и так далее. Психология в свою очередь шагает в ногу со временем, тесно переплетаясь с другими науками.

Так, например, есть математическая теория принятия решений, а есть психологическая теория принятия решений. В первой все красиво и точно рассчитано, но человек в реальной жизни так не поступает, он редко принимает решения руководствуясь строгими расчетами. В том числе финансовыми, поэтому современная экономика во многом базируется на открытиях в области психологии. Психологи знают, почему мы несем деньги в банк или снимаем их со счета, беспорядочно тратим или храним на счетах в ожидании высоких процентов. Более того, психология включает в себя знание о том, как можно управлять этими процессами вне зависимости от устройства материального мира.

Александр Савенков
Александр Савенков

Директор института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, доктор психологических и педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО