Если любовь переросла в зависимость

«Боль. Иногда острая, пульсирующая, отчаянная; иногда тупая, повисшая тяжелым камнем на сердце. В тот период она была со мной почти постоянно. А еще — депрессия, беспомощность, безнадежность и тревога, что так будет всегда.

Почему? Я была в отношениях. И большую часть времени мне в них было плохо и горько. Но я не могла расстаться с Алексом. И быть с ним тоже не могла. Это был тупик.

И в какой-то момент терапии у меня случился инсайт: это не любовь, а болезненная зависимость. С этого началось мое медленное выздоровление и возвращение к себе».

История Хлои — это повесть о мучительном осознании, что невозможно решить внутренние проблемы за счет любви и другого человека. И что порой необходимо потерять другого, чтобы найти себя.

А начиналось все красиво. Алекс был ярким, популярным, с очаровательной улыбкой. Ему не составило труда ее покорить. Сближение их было стремительным. Он привлек ее ощущением силы и превосходства, он поднимал ее над серой реальностью и неуверенностью в себе. Появляясь с ним за руку на публичных мероприятиях, Хлоя чувствовала себя очень счастливой.

Она все больше теряла себя, все чаще чувствовала себя несчастной

В отношении нее Алекс был сдержан, иногда пропадал, не сразу отвечал на сообщения. Такое отношение, в котором она считывала знаки отвержения, уязвляло ее и в то же время еще больше привязывало к нему.

Хлое нравились его гордость и высокомерие — те качества, которых она не признавала и не видела в себе. Соединяясь с обладающим ими партнером, она обретала целостность, гордость, силу. Это был билет в рай, который довольно быстро стал адом.

Вся ее жизнь сузилась до этих отношений. Помимо них ее мало что интересовало. Прежде любимая работа давалась теперь с трудом и по необходимости. С друзьями встречалась редко — только когда Алекс был совсем занят. Куда-то пойти? «Ну не знаю…» Хлоя мгновенно меняла свои планы, когда появлялась возможность увидеться с ним.

В этих отношениях она на многое закрывала глаза. На его грубость, исчезновения, пренебрежение. Оправдывала его. Просила прощения. Она настойчиво искала его любви, внимания, близости. Алекса же пугали ее зависимость, слабость, цепляние за него. На ее шаг вперед он делал шаг назад, что рождало в ней еще большую тревогу и желание вцепиться покрепче.

Она все больше теряла себя, все чаще чувствовала себя несчастной. Когда было совсем невыносимо, пыталась с ним расстаться. И тогда он делал шаг навстречу, и она все забывала и расцветала.

А потом все повторялось. Ее цепляние — его отвержение. Она подавляла свои чувства в попытке «все понять, простить и исправить», но это лишь дальше уводило ее от цели и ввергало в пучину страдания. «Мне больно, мама…» — шептала она.

Если любовь переросла в зависимость

Мама Хлои умерла, когда девочке было 12, а до этого долго болела. В детстве Хлоя часто чувствовала недостаток материнской любви и внимания и поэтому очень старалась его заслужить. Она была хорошим послушным ребенком. Делала все, чтобы порадовать маму. Не бегала и не играла в шумные игры, как другие дети, хоть ей и хотелось.

Стратегия, которую маленькая Хлоя неосознанно выбрала, — отказаться от своих чувств и желаний ради любви взрослого. Это самоотчуждение, которое помогло ей получить жизненно необходимую любовь в детстве, во взрослой жизни ей только мешало. Она не знала и не понимала себя. Поэтому ей нужен был другой, уверенный и сильный, который придет и спасет ее. Спасет от нее самой, не приносящей удовлетворения реальности, необходимости взрослеть.

И этот другой появился в ее жизни.

«Иногда я чувствовала, что так же завишу от него, как младенец — от матери. Полностью, тотально».

Хлоя потеряла мать. И не могла позволить себе потерять самого близкого человека вновь. Даже если таким он был только в ее воображении. И даже если она чувствовала себя с ним несчастной.

Любовь представляла для нее чрезвычайную ценность. Смотря на людей, она делила их на тех, у кого любовь есть, и тех, у кого ее нет. И завидовала первым.

Хлоя выдерживала то, что, казалось, выдержать нельзя

Ее самооценка напрямую зависела от того, насколько она достойна любви. И всю жизнь она старалась быть достойной. Всецело понимающей, принимающей, прощающей. Она подавляла недовольство, обиды, ревность, злость. Стремилась превратить любые любовные отношения в идеально гармоничные и пробудить в партнере ответные чувства.

Иногда, мучаясь от ревности и отвергающего поведения Алекса, она высказывала ему все, что о нем думала, предъявляла претензии. Но потом ужасно этого пугалась, винила себя и старалась загладить «вину». Она просто не могла позволить себе потерпеть фиаско в отношениях, она должна была добиться его любви.

В то же время у Хлои начинала проступать ненависть к Алексу, прежде глубоко скрытая и неосознаваемая. Стали пробиваться ростки возмущения его пренебрежительным обращением. Сначала она их подавляла, но со временем они набирали все большую силу. Иллюзии рушились. Разрыв был неизбежен.

Расставание Хлоя переживала тяжело. Еще более болезненным его делало фоновое ощущение, что она «не справилась». Сама все разрушила. Не смогла влюбить его в себя и недостойна любви. Эти самоуничижающие мысли ясно показывали: свою ненависть к нему она направила на себя. Это чувство начало разрушать ее изнутри.

Хлоя много плакала. Иногда ей хотелось кинуться опять все исправлять, дать отношениям еще один шанс. Но она знала, что это путь в никуда. Ей надо пережить этот разрыв. И Хлоя выдерживала то, что, казалось, выдержать нельзя. Она наконец повернулась лицом к себе.

Хлоя осознала: обрести целостность и счастье можно только внутри себя. Через самопознание, признание своих негативных чувств, проживание прошлых непрожитых травм и потерь. Через принятие себя, своей истории и развитие подлинной любви к себе. Только тогда станут возможными искренние, глубокие и полные любви отношения с другим.

Анна Соколова

Об авторе

Анна Соколова — психолог, психотерапевт, доцент НИУ ВШЭ. Автор и ведущая онлайн-тренинга «Управление эмоциями, управление жизнью». Подробнее на ее сайте.