«Измените речь — изменится жизнь»

Язык — очень живая форма, которая откликается на любые изменения. Через него можно как понимать себя и других, так и влиять на свое состояние. Именно на этом основывается направление арт-терапии — библиотерапия (от лат. слова biblio — «книга»). И второй базовый кирпич в фундаменте этого направления психотерапии — закон Геннекена. Согласно ему главное действующее лицо любого произведения — всегда сам автор.

«Он может показывать себя целиком. Или писать о какой-то одной своей части: о лучшей, худшей, больной, страдающей. Если внимательно проанализировать несколько произведений одного автора, то можно описать структуру характера и личности писателя, — рассказала на открытой лекции арт-терапевт Татьяна Колошина. — Когда люди что-то сочиняют, пишут стихи, текст — они пишут про себя и выдают себя с потрохами».

И это свойство может использовать как психолог в работе с клиентами, так и каждый желающий узнать свое состояние и скорректировать его. Часто, правда, можно услышать: мол, я не умею сочинять, не смогу. Некреативных людей, убеждена Татьяна Колошина, не существует. Иначе бы мы не выжили. «Просто у кого-то креативность в коме, у кого-то в летаргическом сне. Когда ее оттуда выводишь, пробуждаешь ото сна, ощущение человека, что «я могу», — очень сильное».

Синквейн позволяет сделать моментальную раскодировку состояния, от которого человек хочет избавиться

Слово — это вторая сигнальная система, объясняет арт-терапевт. Измените речь — изменится жизнь. На этом основаны техники библиотерапии.

«У каждого человека есть состояния, в которые он постоянно попадает, но хочет это остановить. Кто-то вспыльчив, кто-то ревнив, кто-то обидчив. Какие состояния нежелательны? Практически весь агрессивный и негативный ряд: раздражение, страх, тоска, обида, тревога, чувство вины, гнев». Это то, что испытывать неприятно, что социум запрещает выражать, предлагая два варианта: сублимируй (нельзя кричать на начальника, тогда я разряжусь на домашних) или вытесняй (тогда невыраженный гнев или обида могут уйти в психосоматику).

И если мы хотим выйти из привычного паттерна, справиться с сильными эмоциями или, наоборот, дать им волю, можно применить несколько техник. Главное — соблюдать схему при написании своего «литературного произведения».

Синквейн

Следуйте алгоритму написания психологического синквейна. Схема такая — это одиннадцатисловник. Предлоги и союзы словами не считаются. Всего должно быть пять строк.

Первая строка: название состояния — одно слово.

Вторая строка: метафора состояния — два слова.

Третья строка: какие действия я обычно автоматически, по привычке совершаю, попав в это состояние, — три слова.

Четвертая строка: чувства, которые вследствие этих привычных действий возникают, — четыре слова.

Пятая строка: название состояния — одно слово.

«Получается некое рондо: с чего начали — к тому и вернемся, — поясняет Татьяна Колошина. — Но часто последняя строка отличается от первой. То есть что-то произошло с нашим состоянием за пять строк. Чем еще хороша эта техника: о чем говорят люди, что они имеют в виду под словом, например, «тоска», одному Богу известно. Синквейн позволяет сделать моментальную раскодировку состояния, от которого человек хочет избавиться, как только он начинает описывать чувство, действия. Здесь ничего про думы — разум в этот момент занят тем, чтобы четко обозначить словами состояние».

Татьяна Колошина приводит примеры сниквейнов, которые помогли распознать у клиента депрессию.

Пример 1.

«Депрессия.

Вязкий туман.

Лежу, сжавшись в комочек.

Отчаянье, бессилие, страх и пустота.

Депрессия»

«Как видим, изменений от первой до пятой строк не произошло, мы еще не работали с клиентом».

Пример 2.

«Депрессия.

Нет времени.

Лежу, закрыв глаза.

И пусто, пусто, пусто, пусто.

Депрессия»

«Это явно клиническая депрессия, и тут без препаратов вряд ли обойтись», — комментирует Татьяна Колошина.

Вот пример более легкого, но тоже неприятного состояния, которое можно изменить при помощи литературного произведения.

«Обида.

Мерзкое бессилье.

Глотая ругань, не смотрю

Гнев, отвращенье, страх, бессилие.

Уныние»

«Теперь можно работать с унынием и писать новый синквейн. И так может получиться целый венок из синквейнов. Вы не должны прийти к позитивному в итоге, нет. Но состояние изменится, оно будет с другим градусом и накалом. Как если бы человек лежал без движения час, а потом усилием воли заставил себя встать. И его состояние тут же поменялось на другое, более предпочтительное. Это не радость, нет, но человек уже не будет бегать по кругу, как загнанная лошадь», — поясняет арт-терапевт.

«Измените речь — изменится жизнь»

Страшилки

Сочинение страшилок — это не менее эффективный, ресурсный инструмент. Нам они известны с детства. «Дети в подвале играли в гестапо, умер от пыток сантехник Потапов». Понятно, что это гипербола и в реальности такого дети не делали.

«Страшилки — это иносказательное, одобряемое выражение гнева, принимаемая социумом форма. Кто-то раздражает или становится постоянным источником бед и неприятных эмоций. Задача страшилки — расправиться с ним в стишке наиболее остроумным и садистским способом, выплеснуть сдерживаемые эмоции на бумагу. Однажды участники семинара предложили мне вот такую страшилку: «Весь день веселился огромный отдел — дохлый начальник на ветке висел». Поверьте: если какой-то человек вас сильно раздражал или причинял зло, то после таких 3-4 стишков вы, встречаясь с ним, будете уже не злиться, а смеяться.

Хокку

«Однажды Нифонт Долгополов пригласил меня на конференцию гештальтистов. Я уточнила — какая тема была на последнем дне работы. Оказалось, тема скелетов. И я предложила участникам сочинить на эту тему хокку — японские трехстишья. Мы хохотали до упаду. Потрясающая разрядка.

«Влюбился.

Пришла.

Выпал из шкафа скелет прошлогодней любимой».

***

«Отопру гардероб в ночи.

Гулко в нем, пахнет костьми.

Мозаика страсти».

***

«Вечером зимним

Приятно в шкафу

перебрать кости скелета».

***

«Время летит

Половину скелетов не помню

А зачем-то храню».

***

«Скелеты в шкафу.

Нежно с них пыль вытираю.

У кого-то и мой».

***

«Где ты, любимый?

Скелет твой из шкафа пропал.

Эффект терапии».

***

«Собою горжусь,

доставая из шкафа скелеты

Жизнь не впустую».

Тема щекотливая, тревожная. У каждого есть скелеты в шкафу. И многие боятся того, что однажды тайное станет явным. «Вот так, в трех строках проявляется характер человека. Одновременно бояться и смеяться люди не могут. Отсюда эффект страшилок, в том числе в форме хокку. Вроде я ужас придумываю, но спускаю гнев, особенно, когда ничего не могу с ним сделать», — говорит Татьяна Колошина.

Дзен-буддизм в помощь

Есть простая, но очень эффективная техника из дзен-буддизма, помогающая ослабить сильные чувства, которые нам сложно испытывать. «Например, гнев. Если его сдерживать — это психосоматика. Если сублимировать — на начальника орать нельзя, а на детей можно — то возникает чувство вины и не факт, что это лучше, чем гнев. Что можно сделать? Учиться говорить это вслух. Нужно задать себе три вопроса», — рекомендует арт-терапевт.

Вопрос 1: Что я сейчас испытываю?

Ответ 1: Я сейчас испытываю гнев.

Произнеся это, мы обнаруживаем, что гнев уменьшился на треть. Часть энергии мы потратили на произнесение и вербализацию. Причем важно говорить от первого лица — Я. Если сказать, что меня бесит то-то и то-то, эффекта не будет. «Я бешусь».

Вопрос 2: Какой стимул вызвал этот гнев?

Это гениальный вопрос, считает Татьяна Колошина. «Для того чтобы возникла эмоция, должен прийти стимул из внешней среды, либо я этот стимул запускаю сама. Мы часто говорим: этот человек меня раздражает. Так не бывает. Человек целиком не может нас раздражать. Могут — интонация, жесты, мимика. Если вы ответите на второй вопрос, то останется всего третья часть от первоначального чувства. Или не останется ничего. Но если осталось что-то, то можно задать себе третий вопрос.

Вопрос 3: Что я прямо сейчас могу с этим гневом сделать?

Ответ 3: Я его отложу на час.

«Действует безотказно», — уверяет арт-терапевт.

Два волшебных слова

«Часто слышу от клиентов: «У меня ничего не получается. Любые начинания пролетают мимо. Меня никто не уважает». И так далее. Что мы видим? Что человек живет в страдательном залоге. Он ничего не будет менять в жизни, пока не поменяет его на действительный залог. Например: я не вызываю у других чувство любви. И тогда следующий вопрос: как и что я делаю такого, что это происходит?» — рассказывает Татьяна Колошина.

В жизни есть два волшебных слова, убеждена библиотерапевт, но мы забываем ими пользоваться: «пока» и «попробуй». Говорим: «Я не умею писать стихи». Достаточно добавить: «Я пока не умею писать стихи», и тональность и энергетика фразы меняется. «Я не могу этого сделать». «А ты попробуй!».

«Мы часто отказываемся от чего-то, даже не попробовав. Нашей культуре это присуще. Поэтому эти два волшебных слова для нас ключевые», — резюмирует Татьяна Колошина.

Татьяна Колошина

Об эксперте

Татьяна Колошина — клинический психолог, кандидат психологических наук, тренер-супервизор и член экспертного совета Российской ассоциации телесно-ориентированной психотерапии.