1. Кожное удовольствие
Это самая примитивная форма удовольствия, полученного от другого человека — от матери, когда та гладит, ласкает, кормит грудью младенца, знакомит его с телом с помощью прикосновений.
2. Генитальное возбуждение
Те зоны, прикосновения к которым наиболее приятны для младенца, формируют у него генитальное возбуждение. Здесь у девочек, в отличие от мальчиков, возникает проблема.
Культурно, традиционно восхищение детскими мужскими гениталиями привычно, даже весело. Гетеросексуальная мама не отстраняется от сына, может комментировать вид его пениса. А вот с дочками все иначе: их гениталии приватны, располагаются не на поверхности, к тому же мама может чувствовать естественный запрет на прикосновения к ним.
Из-за этого у девочки могут возникнуть трудности со знакомством со своими гениталиями. Признание их, принятие того, что они могут приносить удовольствие, — это задача развития девочки. Причем чаще всего это происходит с помощью партнера, который знакомит ее с тем, что у нее есть гениталии и это прекрасно.
3. Эротическое желание
Чтобы генитальное возбуждение переросло в эротическое желание, нужны фантазии — то есть добавление к механистическому процессу какого-то психического материала. К слову, у девочек это работает проще: так как с генитальным возбуждением у них могут быть трудности, они чаще прибегают к фантазии.
Что такое фантазии? Это вытесненный в раннем возрасте или агрессивный, или либидинальный материал — те области любви и агрессии, что табуированы или социально не приняты. Их можно назвать перверсиями, извращениями — те фантазии, когда мы представляем себе подчиняющимися чужой агрессии или проявляющими ее, когда представляем себя в каких-то инцестных историях.
4. Наличие другого человека
Когда наш кожно-генитально-перверсивно-сексуальный материал соединяется с конкретным человеком, мы создаем зрелую пару, которая в своих отношениях может очень многое. Но чтобы сделать это и чтобы наши отношения были действительно
Нормальная способность к слиянию
Мы можем выходить за пределы собственных границ и сливаться с другим человеком — но не в ригидном варианте (можем сливаться и разделяться).
Нормальная способность к идентификации
Мы идентифицируем себя с чувствами другого человека, присоединяемся к тому, что он проживает. В частности, это важно в сексе, когда мы идентифицируемся с возбуждением партнера, с его оргазмом.
Нормальная способность к идеализации
Мы воспринимаем другого человека не как враждебного, а как хорошего. Она предполагает умение воспринимать и себя как хорошего человека.
Нормальное супер-эго
Это наша совесть, которая достаточно гибка и может формироваться под новые отношения — в отличие от ригидной формы, которая не предполагает преодоления общественных табу.
Нормальная амбивалентность
Мы можем один и тот же объект любить и ненавидеть. Это нормально. А также мы способны к прерывности: сливаемся, расходимся, когда обиды накапливаются, снова сливаемся.
Психолог, автор книг «Мир нарциссической жертвы. Отношения в контексте современного невроза» и «Повседневные психические расстройства. Самодиагностика и самопомощь» (Весь, 2021)