Как вырастить ребенка уверенным и спокойным
1. Обеспечение безопасности
Уберечь ребенка от избыточной тревоги не всегда в силах родителей. Она может быть следствием индивидуальных особенностей или влияния экстремальных событий (физическая травма, развод родителей, смерть близкого человека и так далее).
Но создать условия для развития устойчивой психики ребенка можно, и первый шаг к этому — обеспечение безопасности
«Мы все рождаемся на свет тревожными, ведь угроза выживанию слишком велика, — рассказывает клинический психолог Анастасия Дивеева. — Если сравнить страх с автосигнализацией, то „датчик“ младенца запускает „сирену“ круглосуточно: ушла мама, стало больно, сыро, холодно или шумно, захотелось пить… Унять эту базальную (по выражению Карен Хорни) тревогу помогает мама — через заботу о физических и эмоциональных потребностях младенца. Ее чуткость и поддержание теплого контакта — первое противотревожное средство в его жизни».
По мере взросления ощущение защищенности все больше связывается с суверенностью физических границ — как своих, так и границ всех членов семьи. Отсутствие насилия в семье (в том числе угроз) — основа здоровой психики ребенка
2. Отношения надежной привязанности
«Опыт разлуки со значимыми взрослыми вызывает у маленьких детей мощную сепарационную тревогу, то есть тревогу разделения, — объясняет клинический психолог. — Ребенку необходимо наличие хотя бы одного заботливого взрослого, в постоянстве отношений с которым он бы не сомневался».
Особенно уязвимы в этом плане маленькие дети, когда сталкиваются с новыми социальными ситуациями — например, с поступлением в детский сад или переездом. Родителям важно учитывать готовность ребенка к переменам и активно помогать ему в адаптации.
3. Предсказуемость и доступность значимых взрослых
Если родители эмоционально нестабильны, привязанность к ним может сама по себе стать источником тревоги. «Взрослым необходимо учиться осознавать и регулировать свое состояние, — объясняет Анастасия Дивеева. — Как иначе они смогут успокоить и поддержать сына или дочь, научить адекватному выражению потребностей?»
Умение «контейнировать» ребенка, то есть выдерживать его и свои чувства, — ценный навык, и он требует эмоциональной устойчивости (это третий фактор)
Взрослым важно применять приемы самоподдержки, не дожидаясь потери контроля: умыться холодной водой, подышать у открытого окна, похвалить себя, применить технику заземления, — все, что не требует времени и усилий. Обращение за поддержкой к близким или специалистам — это также важный ресурс.
4. Принятие растущего человека таким, какой он есть, с его особенностями, ошибками и неудачами
«Когда индивидуальность ребенка игнорируют или подавляют, развивается тревожность, связанная с запретом быть собой, — отмечает клинический психолог. — У подростков тревога по поводу поиска своего места в социуме может быть меньше, если родители дают им возможность пробовать разное, ошибаться, не быть идеальными во всем. Такой подросток увереннее справляется с вызовами судьбы и не боится искать собственный путь». Ему легче встречаться со страхами и управлять своей тревожной «сигнализацией»..
Умеете ли вы воспитывать детей?
- 1/23
- Какие у вас отношения с родителями?
Возраст тревоги: заметить и предупредить
Дети от 0 до 3 лет
Причины. Разлучение с матерью, отсутствие своевременной заботы.
Симптомы. Неестественный плач, отсутствие аппетита, вялость или гипервозбудимость.
Факторы риска. Тяжелый перинатальный период и роды, эмоциональный стресс у мамы и в близком окружении.
Коррекция. Физическая помощь маме в обустройстве быта, отдыхе и восстановлении сил.
Дети (3–10 лет)
Причины. Страх перед неизвестностью, разлукой с родителями.
Симптомы. Сильные эмоции, ночные кошмары, проблемы со сном.
Факторы риска. Нестабильная среда, проблемы в отношениях с родителями, физические и психологические травмы.
Коррекция. Безопасная среда, привязанность, эмоциональная поддержка и регуляция стресса взрослым.
Подростки (11–18 лет)
Причины. Давление сверстников, учеба, изменения в теле и в самооценке.
Симптомы. Панические атаки, депрессия, социальная изоляция, психосоматические проявления, селфхарм.
Факторы риска. Отношения с внешним миром, оценки, сравнения, высокая нагрузка в школе, изменения гормонального фона, социальные сети.
Коррекция. Уважение индивидуальности, личных границ, поддержка в целях, социальные навыки, занятия с психологом.

Клинический и детский психолог, автор просветительского онлайн-проекта «Осознанное родительство»