«Коней на переправе не меняют»: 5 вредных поговорок — не прибегайте к народной мудрости
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

1. «Худой мир лучше доброй ссоры»

Подводный камень: замалчивание проблемы

Мария Лекарева, гештальт-терапевт: «Важно иметь в виду, что „добрая ссора“ в архаичной русской ментальности подразумевала скорее кулачные разборки, вовсе не всегда проясняющие точки зрения собеседников. Худой мир был более продуктивен, позволяя вести переговоры. Однако в сегодняшних обстоятельствах поговорка скорее усугубляет проблему и „консервирует“ взаимонепонимание».

Лев Хегай, юнгианский аналитик: «В нашей культуре эта поговорка во многом используется компенсаторно: выражает то, чего нам не хватает. Мы не отличаемся способностью к компромиссам и мирному сосуществованию с соседями. С психологической же точки зрения ценность имеет не ссора ради ссоры, а взаимопонимание партнеров, ради достижения которого иногда приходится открыто высказывать свою позицию и прояснять чувства. Так что поговорка призвана настраивать на труднодостижимый для нашей переговорной культуры идеал».

2. «Коней на переправе не меняют»

Подводный камень: неспособность вовремя менять решения и проявлять гибкость

Мария Лекарева: «Поговорка отражает нашу склонность полностью полагаться на решения тех, кто несет ответственность. Русский народ традиционно привык жить общиной, и дух коллективизма нам более присущ, чем дух выраженного индивидуализма. Поэтому умение подчинять себя чьим-то указам вполне укладывается в коллективный народный опыт. Но это часто приводит к безответственности, по принципу „вот приедет барин, барин нас рассудит“. Темпы развития в современном мире требуют оперативности, и излишняя инерция, явно выраженная в поговорке, может навредить».

Лев Хегай: «Пример негибкого поведения в критической ситуации. Нам часто психологически комфортнее держаться принятого решения, и защитные механизмы убеждают нас, что последовательность — наиболее мудрая стратегия. Однако в действительности нам просто трудно выходить из зоны комфорта и брать на себя ответственность за новые решения».

3. «Старый друг лучше новых двух»

Подводный камень: излишняя закрытость

Мария Лекарева: «С одной стороны, поговорка свидетельствует о верности и надежности, особенно если учесть, что другом на Руси называли только после совместно съеденного пуда соли. С другой, поговорка рассказывает и о недостаточной взыскательности. Перемены исторически давались нам тяжело, отвергались общиной и купечеством, поэтому свой, проверенный человек, пусть и с известными недостатками, оказывался безопаснее и предпочтительнее чужака, чьи достоинства пока нам неизвестны. Такая позиция без критического осмысления качеств партнера может вести к застою в любых начинаниях и отношениях».

Лев Хегай: «Помимо того, что поговорка действительно может отражать страх сделать шаг вперед и открыться новым встречам, она намекает и на отсутствие доверия между людьми. Из-за исторических потрясений и трудностей жизни, с которыми нам пришлось столкнуться, мы с недоверием относимся к любым переменам. В том числе и к появлению новых людей в окружении».

4. «Бедность — не порок»

Подводный камень: пассивность и лень

Мария Лекарева: «Важно определить, о каком уровне бедности идет речь. Честная бедность позволяла жить на заработанные средства, не испытывая острых лишений, но не обладая уровнем жизни людей зажиточных. В 90-е годы прошлого века это правило помогало людям множества профессий, не включившихся стремительно в рыночную экономику. Однако эта установка может тормозить человека, не давая возможности перейти на новый уровень размышлений, планирования своей жизни».

Лев Хегай: «Христианская мораль превозносит нестяжательство, аскетизм, обуздание гордыни и амбиций, которые можно подразумевать под благородной бедностью. Однако во многом поговорка отражает и оправдывает состояние созерцательности, граничащее с ленью и бездействием там, где важно проявить волю и трудолюбие».

5. «Клин клином вышибают»

Подводный камень: усугубление проблемы

Мария Лекарева: «В переносном смысле вышибание клина клином подразумевает использование средства, аналогичного вызвавшему проблему. Однако после неудачи в деле нет большой пользы в хаотичной активности — в этом случае „клин клином“ только усугубит положение. Чтобы применять клин как психологическое средство, важно, чтобы человек в нем застрял. Например, в размышлениях о причинах неудачи, в самобичевании. Тогда клин в виде иного вида активности может оказаться вполне кстати. В спорте или цирковых трюках, если человек падает, ему часто советуют повторить задание, чтобы организм запомнил удачу, а не поражение. Возникший страх перечеркивают переживанием нового страха».

Лев Хегай: «Поговорку опасно воспринимать буквально. Например, наша привычка лечить похмелье алкоголем хоть и приносит временное облегчение, в долгосрочной перспективе часто оборачивается алкоголизмом. В любовных отношениях, слепо следуя этому принципу, мы рискуем ходить по замкнутому кругу. Стоит отнестись к поговорке как к гомеопатическому принципу: „яд содержит в себе лекарство“. Это означает, что не надо бежать от проблемы. Важно позволить кризису усугубиться, чтобы полностью осознать ситуацию. Если лечить боль от расставания новыми отношениями, то мы с большой вероятностью повторим прежние ошибки».

Мария Лекарева

Гештальт-терапевт, тренер, заведующая кафедрой гештальт-терапии Московского института гештальта и психодрамы (МИГиП)

Юнгианский аналитик, психотерапевт, сооснователь Московской ассоциации аналитической психологии (МААП)