Обычный человек против NPC
Что такое NPC
NPC (от англ. Non-Player Character) — это термин из видеоигр, обозначающий неигрового персонажа. В русском геймерском сленге таких героев также часто называют НПС или непись. Это персонажи, управляемые компьютером, а не игроком: они повторяют одни и те же фразы, действия и поведения по скрипту, без самостоятельного мышления.
Зумеры и альфа сделали это слово более широким для употребления — и порой они называют так того, кто, как им кажется, ничем не отличаются от большинства. Так, в соцсетях NPC или «неписью» могут иронично называть человека, который:
живет «на автопилоте»: следует трендам, повторяет популярные мнения, фразы или поведение, не прибегая к критическому мышлению;
не проявляет оригинальности, индивидуальности или не ведет «внутреннего монолога» — как будто следует готовому скрипту, шаблонам и правилам;
предсказуем, скучен, склонен к конформизму.
Таким образом, термин NPC превращается в способ высмеять кого-то за отсутствие самостоятельности, креативности или за слепое следование мейнстриму. По сути, NPC или «непись» очень близкому к другому зумерскому слову — «нормису», которым они обзывают людей, живущих обычную жизнь. Кроме того, NPC в соцсетях часто встречается и в форме мема — серого человека, который изображается как часть толпы и подвержен «групповому мышлению» без намека на индивидуальность.
Кто такие NPC: полный гайд по зумерскому слову

PF_R терапевт, член Союза психологов и психотерапевтов России, преподаватель МУИП
В начале 2020‑х в TikTok и других соцсетях у зумеров и более молодых альфа закрепилось странное выражение: «ты как NPC». В шуточных картинках такие парень или девушка выглядят практически всегда одинаково — в серых вещах, на диване, с телефоном и чипсами. И если ты выглядишь уныло, серо, соглашаешься с тем, что есть, то легко может прилететь комментарий:
«классический NPC»;
«это я до глоу‑апа»;
«мой сосед один в один».
Для подростков и молодых взрослых это не просто шутка: мем стал удобным языком, чтобы говорить о тревогах, которые вслух признавать страшно.
Что значит NPC
NPC (Non‑Player Character) в видеоиграх — это фоновый персонаж без самостоятельной воли. Он ходит по заданным маршрутам, повторяет одинаковые реплики, не развивается. На зумерском сленге так называют «серых» людей: дом–учеба–работа–сериалы, без хобби, больших целей, поиска себя. Их жизнь проходит «на автопилоте»: они следуют трендам, не задавая вопросов, не рефлексируют и подчиняются стадным инстинктам (куда все, туда и я). Но за ироничным мемом скрываются реальные психологические процессы — и самих подростков, и тех, кто уже перешагнул 20–25 лет.
Нормис ли вы?
- 1/8
Какую одежду вы предпочитаете?
Модную и не слишком вычурную
Зависит от настроения — могу носить как базовые, так и очень нестандартные вещи
Яркую и необычную
Почему фраза про NPC стала такой актуальной
Подростки и зумеры проходят этапы подросткового развития психики так же, как и их родители или миллениалы. Это этап поиска идентичности — время поиска ответа на вопрос «Кто я? Чем отличаюсь от других?» и борьбы с ролевой неопределенностью. Но среда, в которой идет этот поиск, у зумеров радикально другая.
Если подростки 90‑х ошибались в маленьком классе, сегодня зумеры и альфа ошибаются публично: сторисы, чаты, комментарии, «сливы» скриншотов. Это усиливает стыд и страх оценки.
У зумеров несколько «я»:
офлайн;
профиль в соцсетях;
анонимный никнейм в играх.
Такое разнообразие дает гибкость, но в то же время усиливает расщепленность и размывает ощущение своего настоящего «я». Это происходит потому, что молодые люди находятся в режиме в постоянного социального сравнения: ленты соцсетей заполонили «успешные» люди, уехавшие жить за границу, к двадцати построившие бизнес и прошедшие тот самый «глоу‑ап».
В 14–17 лет мозг особенно чувствителен к статусу и одобрению, и каждое сравнение вызывает сильные переживания. Подростки живут отложенной взрослостью: работа «до пенсии», ипотека, «стабильность» кажутся им недостижимыми и устаревшими одновременно — многие зумеры не хотят «как у родителей», но еще не понимают, чего хотят сами.
В такой среде мем про NPC становится не просто шуткой, а способом проговорить страхи: «А вдруг я не главный герой, а статист? Вдруг останусь навсегда серым фоном?»
Почему NPC вызывают у зумеров презрение и тревогу
Подростковый возраст — это время, когда психика решает сразу несколько сложных задач:
Кто я? (идет формирование идентичности);
К кому я принадлежу? (происходит поиск своей группы, «стаи»);
Чем я отличаюсь? (поиск уникальности, границ «я» как способ сепарации от взрослых).
И тут приходит цифровая культура с ее жесткими правилами, которые требуют быть:
особенным;
заметным;
способным делать контент для других.
В тех же TikTok, Reels, Shorts все построено вокруг ярких образов, быстрой смены картинок, «main character energy» — энергии «главного героя».
Подростки буквально слышат послание: «Если твоя жизнь не выглядит как сериал, где ты — главный, значит, с тобой что-то не так».
С точки зрения теории социального сравнения Л. Фестингера, человек оценивает себя, сопоставляя с другими. Для зумеров «другие» — это не десять одноклассников, а тысячи «идеальных» персонажей из ленты. Лайки дают дофаминовое подкрепление: «Я выделился — я живой, я существую».
На этом фоне «обычность» легко считывается как провал, проигрыш. При этом их «презрение» к NPC в значительной степени становится защитным механизмом для психики.
Проще сказать, что «они NPC», чем признаться: «Я боюсь оказаться таким же». Проще высмеять «нормисов»-родителей с их «дом–работа–дача», чем признать: «Часть меня хочет такой предсказуемой жизни».
Эпоха хронической неопределенности усиливает эту защиту. Постпандемийная тревога выросла, все время говорят о нестабильной экономике и климатических проблемах. В опросах значительная часть поколения Z описывает свою жизнь как бесцельную и «размытую во времени», и на этом фоне мем про NPC — способ дистанцироваться от собственной растерянности: «Это с ними что‑то не так, не со мной».
В этом ежедневно меняющемся мире подростковая и юношеская психика зумера разрывается между двумя полюсами:
Подчиниться давлению соцсетей, креативной экономике, инфлюенсер‑культуре и стать «уникальным, ярким, заметным»;
Следовать семейным сценариям, школьным нормам и быть нормальным.
Как фраза про NPC помогает защищаться
Защита от собственной неуверенности
Подросток может чувствовать внутри:
«Моя жизнь скучная»;
«Я боюсь проявляться».
Но признавать это страшно. Гораздо проще сказать про других: «Они NPC», и на этом фоне почувствовать себя хоть немного «главнее».
Попытка укрепить статус
В группе всегда есть борьба за место. Тот, кто первым «найдет NPC» и высмеет его, временно оказывается наверху иерархии. Это придает ощущение силы, но за ним часто стоит тревога: «Если я перестану нападать, нападут на меня».
Перекос в сторону внешнего образа
В подростковом мышлении яркое поведение, эпатаж, громкие мечты часто приравниваются к «глубине личности». Тихий, спокойный, «обычный» — значит, «NPC». Так может сформироваться убеждение: «Если я не шумлю, не делаю что-то экстремальное — я скучный, неинтересный».
В такой ситуации подросток рискует застрять только на одном уровне ценностей — быть «ярким героем». Все остальное обесценивается.
Почему люди становятся NPC
Если смотреть глазами взрослого, «серый» подросток может быть кем угодно, кроме «пустого NPC». За внешней «обычностью» часто прячется высокая чувствительность и тревожность, ранимость, страх критики. Чаще всего такой человек предпочтет быть «незаметным», потому что любая попытка проявиться оборачивается страхом быть высмеянным. То, что другие называют «NPC», для него становится способом выжить в агрессивной среде.
Другой важный фактор — в том, что подростки созревают неравномерно. Кто-то в 13 уже ведет проекты, кто-то в 16 только начинает понимать, что именно ему интересно. В этот период «ничего не происходит» снаружи, но внутри идет активная работа: формируется вкус, мировоззрение, ценности.
Часто семейные сценарии или установки заставляют подростка стыдиться своих желаний и «сворачивать» их, чтобы не конфликтовать. Например, толкать к этому могут следующие фразы:
«не выделяйся»;
«главное — стабильная профессия»;
«не выдумывай»
Снаружи это может выглядеть как «NPC без амбиций», но внутри это всегда конфликт между желанием и идентичностью и лояльностью семье. Ну и если подростка уже высмеивали за попытки быть ярче — за внешность, хобби, успехи — он, еще в этом возрасте или став старше, тоже может уйти в «серость» как в броню. Тогда каждое «ты NPC» становится для него болезненным напоминанием: «Я пытался быть другим, но меня за это ударили».
Мем «NPC» позволяет занять позицию: «я уже понял, как устроена система, я отличаюсь от серой массы». Но часто это лишь интеллектуальный фасад, за которым прячутся все те же подростковые страхи:
провала и стыда («если попробую, все увидят, что я не гений»);
одиночества («если буду слишком отличаться, меня не примут»);
пустоты («я не знаю, чего хочу на самом деле, и это страшнее всего»).
С точки зрения психологии развития это нормальные задачи возраста, просто у зумеров они обострены технологической реальностью. Важно, что чувствовать себя NPC может и сам юный человек, даже если внешне он «яркий». Тогда ярлык начинает работать против него: «: если я NPC, со мной что‑то фундаментально не так».
Как перестать чувствовать себя NPC
Если вы подросток (или родитель/педагог, который это читает) и ловите себя на мысли «во мне много от NPC», важно сделать паузу и задать правильные вопросы. Спросите себя:
Мне правда плохо от того, как я живу?
Или я в целом спокоен/спокойна, мне нормально с моими увлечениями, просто они «неинстаграмные»? (запрещенная в России экстремистская организация)
У меня есть хотя бы что-то, что мне интересно, пусть не каждый день? Игра, рисование, чтение, собаки, компьютерные игры, музыка, спорт, аниме, кулинария — неважно, насколько это «впечатляет других».
Я живу так потому, что сам/а так выбираю — или потому, что боюсь критики?
Тут часто появляется честный ответ: «Боюсь. Стыдно. Кажется, что если попробую, будет еще хуже». Если «серость» — это комфортный выбор, который не вызывает внутреннего протеста, то это одна история. Подросток просто развивается в своем темпе, а не по сценарию соцсетей. Если же есть ощущение «я как будто живу чужую, пустую жизнь, и мне от этого тяжело», — это другая история, и она уже связана с состоянием, с которым важно работать.
«Серость» в таком контексте проявляется в том, что человек, который чувствует себя как NPC, воспринимает себя как «серый фон». В интеграции с идеями когнитивно‑поведенческой терапии и позитивной психологии можно выстроить несколько направлений работы.
1. Предпринять микрошаги вместо «я все изменю с понедельника»
Подростковая психика плохо переносит масштабные, абстрактные цели вроде «стану харизматичным» или «стану невероятно интересным», но она довольно хорошо откликается на конкретные и небольшие шаги. Можно предложить подростку (или сделать самому) в течение недели каждый день делать по одному маленькому действию, которое выходит за рамки привычного сценария. Например:
задать один вопрос на уроке, хотя обычно вы молчите;
прийти на школьный кружок или секцию «просто посмотреть»;
нарисовать, записать трек, сделать фото — и сохранить для себя, не выкладывая;
прогуляться одному, без наушников, и заметить, что вокруг.
Главное — не размер поступка, а опыт выбора и понимание, что в вас есть самостоятельность: «Я могу сделать что-то не по скрипту. Я влияю хоть на кусочек своей жизни».
2. Найти «интерес для себя», а не «хобби для биографии»
Подросткам часто внушают: «Найди хобби, которое пригодится, будет монетизироваться, выглядеть круто» — и в результате любое занятие превращается в «проект», соревнование, источник стресса. Для выхода из сценария «NPC» гораздо полезнее одно занятие, которое делается не для резюме и не для соцсетей, а просто потому, что это доставляет удовольствие. Можно сделать такое упражнение:
Вспомнить все занятия, от которых когда-либо было хорошо — даже если это просто смотреть закаты, собирать лего, возиться с кошкой, разбирать технику;
Выбрать что-то одно;
Дать себе разрешение уделять этому минимум 20–30 минут в неделю без чувства вины.
Это позволит заниматься тем, что на самом деле нравится, и делать это не потому, что «так надо», а потому что хочется и вы решили так поступить.
3. Ослабить внутренний голос
Когда постоянно в голове крутятся фразы: «ты скучный», «у тебя нет шансов», «ты никакой», «с тобой неинтересно», то самым продуктивным будет увидеть этот голос в голове и переписывать или отдалять его от себя. Представьте, что в голове у вас живет «комментатор», как в компьютерной игре. Он все время что-то говорит про вас — и как только такие мысли возникают, попробуйте в течение дня несколько раз «ловить» его фразы и записывать их в заметки.
Вечером можно посмотреть на эти фразы и задать вопрос: «Если бы это было не про меня, а про моего друга — я бы правда говорил/а ему такое?», «А как можно сказать то же самое, но менее жестоко и чуть честнее?» Например, вместо «я NPC, у меня нет личности» можно сказать: «Я пока не очень понимаю, кто я и что мне нравится, и мне от этого мерзко и страшно. Но это не значит, что в будущем я не смогу разобраться».
Нормально ли быть «обычным» в мире главных героев
Быть NPC не страшно, если это не ярлык, а осознанный выбор уровня сложности игры. В классических исследованиях долгожителей и межпоколенческих лонгитюдных проектах неоднократно показано: большую часть удовлетворенности жизнью людям приносит не экстремальная уникальность, а сочетание предсказуемой рутины, близких отношений, возможности влиять на свою повседневность.
Самореализация в пирамиде Маслоу — вершина, а не обязательный старт. Риск быть «серым» появляется тогда, когда человек:
не чувствует, что выбирает свою жизнь сам;
обесценивает себя, сравниваясь с «главными героями» из ленты;
годами откладывает даже маленькие шаги к тому, что ему по‑настоящему интересно.
При этом и «жизнь инфлюенсера» не является панацеей: она часто сопровождается выгоранием, тревогой, привязанностью к нестабильному вниманию аудитории. С возрастом многие зумеры естественно пересматривают ценности, отказываются от жёстких ярлыков «NPC/главный герой» и переходят к более тонкому пониманию:
«Я могу быть обычным и при этом оставаться субъектом своей истории».
Что делать, если NPC — это вы
NPC — яркий, но грубый мем, которым поколение Z описывает собственный страх прожить «не свою» жизнь, незамеченную и неосмысленную. Для подростков он становится языком бунта и самоиронии, для взрослых — тревожным напоминанием о собственных компромиссах, а для психологов — важным маркером переживаний идентичности.
Если вы подросток‑зумер и ловите себя на мысли «я NPC», начните не с попытки моментального «глоу‑апа», а с маленьких актов авторства:
честного дневника;
выбора одного микро‑хобби;
разговора с тем взрослым, которому вы хоть немного доверяете.
Если вы родитель или специалист, попробуйте услышать за сленгом не «ленивого ребенка», а человека, который растет в беспрецедентно сложной информационной среде и ищет свой голос между алгоритмами и ожиданиями.
Быть «обычным» — нормально. Не нормально только одно — жить так, как будто у вас вообще нет права голоса. В этом смысле путь от NPC к главному герою — это возвращение себе статуса автора собственной игры.
Как думаете, вы — NPC или персонаж с яркой индивидуальностью?
- Я не NPC%
- Увы, я NPC%
- Я нормис, и горжусь этим%
- Покажите результаты опроса%