«Мой муж — Синяя борода»: как распознать газлайтинг

Недавно в терапию пришла сорокалетняя женщина. После двадцати лет брака она чувствовала себя абсолютно опустошенной, ненужной и хотела поскорее умереть. На первый взгляд, никаких явных причин для суицидальных переживаний и постоянного ощущения сильнейшей душевной боли не было. Прекрасные дети, дом — полная чаша, заботливый и любящий муж. От встречи к встрече мы искали причины ее депрессии.

Как-то клиентка вспомнила случай, произошедший много лет назад. Семья путешествовала по России на машине, в течение дня их «преследовал» водитель на старой «Ладе», а обогнав, оборачивался, ухмылялся, показывая неприличный жест. Они весело смеялись над странным водителем. Вернувшись домой, пригласили друзей, и клиентка на правах хозяйки дома стала рассказывать гостям про преследователя, в лицах и красках демонстрируя выражения лица мужчины.

Муж неожиданно сказал, что жена все путает. Водитель обогнал их всего один раз и не ухмылялся злорадно. Моя клиентка настаивала, что все произошло именно так, как она описывала. Муж спросил сына, было так, как описывает мать, или так, как говорит он? Сын сказал, что отец прав. Так женщина была выставлена «сумасшедшей» перед гостями.

На следующий день во время завтрака она опять попыталась восстановить события, но муж и дети утверждали, что она фантазирует. Постепенно в процессе психотерапии память выталкивала из подсознания новые эпизоды обесценивания. Муж ее игнорировал, подчеркивал ее неадекватность перед детьми, родственниками, друзьями. Клиентка вспомнила, как горько плакала после родительского собрания, на котором учительница зачитала странное сочинение младшей дочери, где по пунктам перечислялись недостатки матери, в то время как другие дети написали о мамах только приятное и хорошее.

Основная цель газлайтинга — посеять у другого человека сомнения в собственной адекватности, самоценности

Как-то во время ужина она заметила, что дети с отцом смеются над ней: муж передразнивал ее манеру есть... Встреча шла за встречей, и нам открывалась неприглядная картина унижения и обесценивания женщины мужем. Если она добивалась успехов на работе, они тут же обесценивались или игнорировались. Но при этом муж всегда помнил о дне свадьбы, дне рождения и других памятных датах, дарил ей дорогие подарки, был ласков и нежен, страстен в сексе.

Моя клиентка нашла в себе силы поговорить откровенно с детьми и выяснила, что муж за ее спиной делал тех сообщниками в своей игре. Причина подавленного состояния клиентки была найдена — систематическое скрытое эмоциональное насилие, которое психологи называют газлайтингом.

Газлайтинг — это особый вид психологического насилия, когда абьюзер манипулирует жертвой. Основная цель газлайтинга — посеять у другого человека сомнения в собственной адекватности, самоценности. Часто в эту жестокую игру играют мужчины по отношению к женщине.

Я поинтересовалась у клиентки, неужели она не замечала склонности к эмоциональному насилию до замужества. Да, она замечала уничижительно-пренебрежительные реплики жениха по отношению к бабушке и матери, но он так ловко сумел внушить ей, что его близкие этого заслуживают, в то время как она — ангел во плоти... Уже в семейной жизни женщина старалась не обращать внимания на колкости, остроты и действия, ставящие под сомнения не только ее значимость и самоценность, но и адекватность.

В конце концов она и сама стала считать, что ничего из себя не представляет в социуме и вообще слегка «сумасшедшая». Вот только душу и тело не обманешь: сильнейшие головные боли и душевная боль привели ее ко мне.

У газлайтера, как у Синей бороды, есть тайная комната, где он хранит не трупы предыдущих жен, а загубленные души женщин-жертв

В связи с этим случаем мне вспоминается, как Дуня Раскольникова, сестра главного героя романа Достоевского «Преступление и наказание», рассказывала брату о женихе Лужине. Родион Раскольников сердито выговаривал ей, что, характеризуя жениха, она часто употребляет слово «кажется», и кажется, что она за это «кажется» и замуж идет.

Еще более остро проблема скрытого садизма мужчины поднимается в сказке «Синяя борода». Невестой девушка считает, что Синяя борода — милый, но со странностями. Отмахивается от своих подозрений, как и моя клиентка, да и многие из нас.

Но у газлайтера, как и у героя сказки, есть тайная комната, где он хранит не трупы предыдущих жен, а загубленные души женщин — жертв психологического насилия. Рано или поздно (но лучше рано) женщина должна задуматься: а почему же ей так больно быть рядом с мужчиной при внешне благополучной картинке?

Это кровоточит ключ от тайной комнаты, скрытой в глубинах нашего подсознания, куда мы отправляем всё то, что откроет столь неудобную правду о том, что рядом — садист, стремящийся получить безраздельную власть над нами и испытать наслаждение от нашей психологической боли.

Исцеление — противостояние газлайтеру — начинается с постановки нужного вопроса, делающего невидимое видимым. Объективность восприятия того, что происходит, позволит выработать верную стратегию поведения и выстроить личные границы в общении с газлайтером.

Что делать, если вы подозреваете, что ваш партнер — газлайтер?

  • Учитесь различать дружеский совет и поддержку от критиканства с тайным желанием самоутвердиться за ваш счет.
  • И если вы услышали тонкий колокольчик своей души — «кажется, он такой хороший», — не торопитесь с этим «кажется» идти в близкие отношения.
  • Дайте время, чтобы тайное стало явным.
  • Встряхните очарование идеализирующих мужчину проекций, каким бы милым он вам ни показался в самом начале.
  • Часто от иллюзий нам помогает избавиться умело выстроенная провокация, позволяющая увидеть истинное лицо газлайтера.
  • Никому и никогда не позволяйте называть себя «милочкой», с этого начинается множество печальных историй.
Гузель Хуснуллина (Махортова)

Об авторе

Гузель Хуснуллина (Махортова) — психотерапевт, кандидат психологических наук, автор книг по женской и детской психологии («Жила-была девочка, сама виновата». Питер, 2019; «Проективная методика исследования личности ребенка «Расскажи историю». Когито, 2004, 2011). Ее блог.