Кто-то планирует эту встречу заранее, продумывая образ и темы разговоров, а кто-то не может подойти к бывшим одноклассникам на пушечный выстрел. Почему так случается, что у одних есть приятные воспоминания и мотивация встречаться, а у других возникает отторжение и неприятные воспоминания только от одной мысли? Исследуем возможные причины в статье.
Почему не хочется встречаться с бывшими одноклассниками
1. Призраки прошлого или неприятный опыт
Для одних школьная пора связана с приятными воспоминаниями, общением и активной внеучебной жизнью, но для других эти воспоминания могут быть огорчены изоляцией, невозможностью выстроить отношения в классе, ощущением, что тебя не принимают и ты так или иначе выделяешься из школьной массы. А кто-то мог сталкиваться и с более травматичными событиями, такими как травля, предательство, неразделенная любовь, — которые оставили куда более сильный неприятный отклик.
Призраки прошлого могут моментально просыпаться только от одного воспоминания или близкой ассоциации с этими событиями. Психика естественным образом выстраивает стратегию защиты, оберегая от реальных или мнимых угроз. Одна из таких защит — стратегия избегания. Это стремление избавляться от мыслей о школе, действий, встреч, эмоций, связанных с тем периодом. Возникающие напряжение — сигнал, который показывает: что-то не так.
2. Низкая самооценка и внутренняя критика
В когнитивно-поведенческом подходе психологи придерживаются взгляда, что нет низкой самооценки, а есть критикующие и малоадаптивные мысли о самом себе, окружающих, мире. Именно искаженное представление усиливает неприятные эмоции в той или иной ситуации. Как правило, триггер может быть любым — сообщение от одноклассников в соцсетях, просмотр фотоальбома школьных лет или внезапный лайк о кого-то из прошлого. Дальше — работа за мозгом и его интерпретации ситуации.
Возьмем ситуацию, где Маша и Аня получили сообщение от бывшего одноклассника Миши. Маша в ответ на эту ситуацию может подумать «Мне надо как-то грамотно ответить, я не должна провалиться, я должна быть на высоте и не выглядеть неудачницей. Иначе опозорюсь». Соответственно, в ответ на такую мысль у Маши может появиться раздражение, тревога, и Маша может отвечать сдержанно или вовсе не открывать переписку, чтобы не сталкиваться с ощущением непривлекательности и позора.
А вот предположительная реакция Ани, которая также получила сообщение от Миши, но у нее появляются другие мысли: «Как здорово, что мне написали. Давно хотела с кем-то из одноклассников пообщаться». На уровне эмоций, скорее всего, будет радость. На уровне поведения — ответное сообщение.
Мы можем увидеть, как по-разному Маша и Аня воспринимают ситуацию. У Маши появляются критикующие мысли о себе, страх, что она может выглядеть как-то не так. Именно эти мысли и создают напряжение и нежелание вступать в какой-то контакт или отстраняться от подобного общения. У Ани срабатывают более адаптивные мысли, которые не создают напряжения или тревоги.
Так одной из причин нежелания общения могут быть критикующие или малоадаптивные мысли самого человека о себе или окружающих.
3. Разошлись, как в море корабли, или разная система ценностей
По мере взросления человек развивается, узнает себя и совершенствуется, и происходит переосмысление ценностей, потребностей и желаний. То, что раньше приносило удовольствие, сейчас может не приносить былую радость, вызывать не просто равнодушие, а даже напряжение. Поэтому отголоски прошлого или желание возобновить контакт с тем, что уже не близко и кто уже не близок, может поднимать много противоречивых эмоций.
4. Стресс, выгорание, депрессивное состояние и прочие заболевания
Говоря о возможных причинах, стоит учитывать и более глубинные факторы, такие как длительный стресс, переходящий в выгорание или в депрессивный эпизод. В долгосрочной перспективе нежелание взаимодействовать с окружающими, стремление к изоляции и минимизации какой-либо активности может вызывать общее напряжение — побочный эффект нарушения баланса биохимии мозга и выработки нейромедиаторов, а именно селективных ингибиторов обратного захвата серотонина.
Что делать и как справиться с неприятными воспоминаниями о школе?
Работайте со своими мыслями и со своей самооценкой
Как только появляется попытка себя обесценить, раскритиковать, попробуйте начать вести дебаты со своим критиком. Вспомните ситуации, почему вы ценны как человек, приведете аргументы и доводы, что ваши мысли о себе необоснованны и искажают действительность. Вспомните, чего вы достигли в жизни.
Примерьте другую роль
Вспоминая школьные годы, легко вернуться в прошлую роль, особенно если она неприятна и вызывает много противоречивых эмоций. Накатывают воспоминания о том, что там не получалось, что хотелось изменить или что было невыносимо.
Однако напомните себе, что вы уже не тот ребенок или подросток, что был несколько лет назад. У вас много что изменилось, ваша жизнь перестроилась. Постарайтесь посмотреть на себя не как на того ребенка, а как на человека, который повзрослел, уже самостоятелен и самодостаточен, насколько это возможно сейчас. Подумайте, может, теперь вы ощущаете себя студентом, предпринимателем, ответственным семьянином или организатором своей жизни. Вы точно изменились, и у вас точно появились другие роли.
Проведите ревизию воспоминаний
У каждого есть воспоминания. Какие-то приятные, какие-то менее, но это все — ценность человека, опыт, именно он помог вам стать таким, какой вы есть сейчас. Попробуйте вспомнить, что было для вас в школьные годы. Может, было приятно приходить в школу раньше всех, или вам нравилось отвечать на уроке алгебры. Это те воспоминания, которые наполняют вас радостью и принятием ситуации.
После постарайтесь вспомнить ситуации, которые вызывали напряжение, и посмотрите на них через призму того, что они вам дали. Может, вас обзывали в школе, но этот опыт дал точное ощущение, что с вами так нельзя, и теперь вы не только не позволяете обзывать вас, но и повышать на вас голос и разговаривать в неуважительном тоне.
Наши эмоции и наше состояние появляется не просто так. Не хочется идти на встречу — не надо. Но полезно будет исследовать, почему именно. Понимая причину происходящего, мы можем наладить контакт не только с окружающим миром, но и с самим собой.
Даже если у вас возникает напряжение и неприятные воспоминания, помните, вы создатель своей жизни, и только вы можете решить, на что направлять фокус вашего внимания.
Психолог, супервизор, психодраматерапевт, телесно-ориентированный терапевт, сексолог, когнитивно-поведенческий терапевт, специалист платформы «Поговорим.online»
Сайт