Кадр из фильма «Сестры» (2022) | Источник: «Кинопоиск»

Кадр из фильма «Сестры» (2022)

Фото

«Кинопоиск»

Удивительное явление — человек с завидной регулярностью страдает от деструктивных отношений и, хотя на первый взгляд кажется логичным уйти, — он вновь и вновь беспрестанно хватается за них. Вопрос сложен и многослоен. Мы затронем психологические, социальные, и культурные стороны данного явления.

Но самое главное — исследуем основные причины и механизмы, из-за которых люди не хотят или же не могут оставить абьюзивные отношения

У каждого из нас разные условия детства, различный уровень устойчивости и восприятия. Существуют совпадения внутренних и внешних обстоятельств, когда личность развивается более уязвимой перед насильственным поведением. Наиболее весомым фактором в таком развитии являются ранние деструктивные взаимодействия в семье, приводящие к формированию ряда патологических стереотипов, не дающих жертве выйти из насильственных отношений.

1. Выученная беспомощность

Одно из таких проявлений предстает в виде выученной беспомощности. Жертва охотно передает ответственность за свое спасение другому человеку либо печально ожидает, когда преследователь догадается, что необходимо исправиться и направить их совместную жизнь в нужное русло. Такая проблема ожидающей позиции приводит к тому, что единственное решение ситуации видится в изменении другого человека, но не самого себя.

Жертва не берет ответственность за участие в решении данной ситуации

В моментах, когда партнер проявляет насильственное поведение, естественным желанием будет, чтобы это прекратилось, но за этой призмой объективности будет скрываться ожидание «привилегий» роли жертвы. Появляется возможность «повесить» вину на другого, снять с себя ответственность за свои чувства и поведение. Со стороны социума может одобряться такой образ «несущего свой крест», и человек может чувствовать определенную гордость за свою жертвенность, тем самым увязая в отношениях, словно в болоте.

2. Тревога за свое будущее

Другие люди, остающиеся в деструктивном контакте с партнером, испытывают страх и тревогу за свое будущее. Внутренняя неуверенность не дает полностью опереться на собственные силы, чтобы стать независимым. Одним из рычагов давления этого страха является экономический фактор. Абьюзер вызывает финансовую зависимость через контроль и манипуляции, лишая человека опоры и стабильности. Так, жертве может быть запрещено иметь собственные банковские счета или совершать покупки без согласования.

В некоторых случаях абьюзер запрещает даже рабочую деятельность в виде создания препятствий к профессиональному росту. Преследователь создает ситуации, где жертва вынуждена тратить время, пропускать работу, отвечать на постоянные звонки. Нередко этому сопутствует побуждение к увольнению или вовсе запрет на поиск работы.

В отдельных случаях тираны могут создать долговую зависимость у жертвы, оформив на ее имя кредит, попутно оказывая психологическое давление и угрозы выгнать, оставив без средств к существованию

Человек, находящийся в деструктивных отношениях, скован страхом будущего. Помимо опасений, что без поддержки преследователя не обеспечить себя и детей, неопределенность дальнейшей жизни так непереносима, что жертва может избрать насильственный контакт как меньшее зло.

В абьюзивных отношениях происходит чередование непредсказуемости и контроля, что вызывает хроническое состояние страха и напряжения. Но, как бы странно это ни звучало, жертва привыкает к знакомой периодичности и имеет хоть какую-то конкретику.

Будущее же представляется неопределенным и пугающим. Человек может не иметь ни тактики, ни тем более стратегии, как строить новую жизнь, где взять ориентир и ресурсы для этого. В процессе взаимодействия преследователь вызывает и без того гипертрофированный страх одиночества, подвергая изоляции партнера от друзей и семьи. В результате создается ощущение, что поддержки и помощи ждать неоткуда, транслируются послания: «‎кому ты нужен (нужна), никто не захочет с тобой быть».

3. Травматический опыт

Значимую роль в страхе перед будущим играет травматический опыт. Продолжительное насилие оставляет глубокие следы, делающие жертву уязвимой и восприимчивой к страхам. Человек словно исключает мысли о благоприятном исходе, и в итоге так концентрируется на пугающих событиях, которые ожидает, что перестает замечать настоящее, лишая себя возможности к изменениям.

4. Давление социума

Отвечая на вопрос, зачем люди остаются в деструктивных отношениях, нельзя не упомянуть случаи, когда на жертву оказывает давление социум. В некоторых культурах и сообществах сохраняются определенные стереотипы поведения в семейной системе, где у каждого — строго своя роль и обязанность.

На развод же или расставание наложено табу, ведь это будет обозначать позор или неудачу для всего рода

Влияние семьи может быть настолько велико, что заставит человека оставаться в браке любой ценой, несмотря на то, что в нем происходит насилие. Жертва становится заложником семейных убеждений, боится осуждения со стороны друзей, общества. Нередки случаи, когда окружающие видят лишь «фасад» примерных отношений. Агрессор может путем угроз и манипуляций скрывать, то что творится в семье, изолируя жертву от любых контактов, лишая поддержки.

5. Взаимное притяжение

Взаимное притяжение абьюзера и жертвы — сложный процесс и, как показывает практика, неслучайный. Личностные черты человека, застревающего в разрушительном контакте, тесно — в созависимой манере — переплетаются с поведением тирана. Как правило, обладающие высоким уровнем эмпатии, склонностью к самопожертвованию и низкой самооценкой люди попадают под харизматичное и убедительное влияние преследователя на первых этапах знакомства.

После срыва масок, когда жертва видит реальное положение вещей, присущие ей качества терпимости к плохому обращению и склонности к прощению не дают выйти из отношений. Более того, такой человек часто испытывает сильную эмоциональную привязанность к своему тирану.

Абьюзер, филигранно чередуя цикл любви и насилия, держит жертву в напряжении и в надежде, что все поменяется

Регулярная критика, насилие и обвинения в адрес партнера являются рутинным поведением преследователя для поддержания «эмоциональных качелей». Такое развитие событий приводит к тому, что жертва начинает испытывать чувство никчемности и думать о том, что ей не справиться с дальнейшей жизнью без своего абьюзера.

Тест
А вы точно жертва, а не абьюзер?
Невидимые цепи: 10 причин, удерживающих жертв в абьюзивных отношениях
Фото

Unsplash

6. Надежда на изменение

Весомой причиной того, что заставляет человека терпеть деструктивное поведение, является надежда. В светлые промежутки между унижениями и насилием тиран может проявлять порывы хорошего отношения и заботы. Жертве хочется верить в обещания изменить поведение и в другие ложные авансы, например, в готовность абьюзера работать над отношениями, пойти к психологу «разобраться», в просьбы «понять и простить». Такое подкрепление периодами улучшения усиливает связь и создает дополнительные сложности для выхода из деструктивного контакта.

7. Страх физического насилия

Один из наиболее очевидных механизмов воздействия на жертву — физическое насилие. Данное поведение может использоваться как элемент запугивания для контроля над партнером.

Человек может испытывать страх перед повторными эпизодами насилия, особенно если это случалось в раннем детстве

Угрозы расправой, если партнер посмеет уйти, слова о том, что близким будет нанесен вред, приводят жертву в оцепенение и ощущение безысходности. Люди, пережившие физическое насилие, боятся, что попытки выйти из отношений приведут к еще более отвратительным последствиям.

8. Вторичные выгоды

Помимо вынужденных обстоятельств, угроз и манипуляций, связывающих человека с абьюзером, существует обратная сторона этого контакта. Жертвы могут испытывать психологические, эмоциональные и в некоторых случаях материальные выгоды от таких отношений.

Эти выгоды ни в коем случае не оправдывают то насилие, которое происходит, но могут помочь разобраться в причинах, по которым человек остается в этом союзе

Разбирая психологические аспекты таких выгод, важно отметить, что жертва может испытывать чувство значимости и состояние нужности. Преследователь дает понять партнеру, как он важен и незаменим для него. Это создает внутреннее удовлетворение собой, особенно если вне семейной системы человек не получает должного внимания.

9. Страх одиночества

Один из экзистенциальных страхов — чувство одиночества — свойственен каждому человеку, но в особенности подвластны ему люди, находящиеся в роли жертвы. Так, несмотря на боль от деструктивных отношений, присутствие другого позволяет ощутить себя менее одиноко.

10. Привязанность к насильнику

Со стороны же эмоциональной сферы не исключена привязанность и даже любовь к своему насильнику. В периоды так называемого «перемирия» преследователь может совершать романтические поступки, проявлять невероятную заботу и внимание.

Тем самым жертва может хоть и кратковременно, но удовлетворять свои потребности в значимости

В деструктивных отношениях на человека могут влиять экономические аспекты, когда финансовая стабильность, хоть и сопровождаемая насилием, может оказаться предпочтительнее денежных трудностей и неизвестности. Жертве доступны различные ресурсы насильника, например, жилье, машина, образование или расходы на бытовые дела, содержание детей или престарелых родителей.

С течением времени связь партнера со своим тираном укрепляется, смывая границы этого контакта. Преследователь может стать частью жизненного уклада. Тем самым постоянное наличие хоть и негативного взаимодействия дает стабильность и поддерживает внутреннее равновесие жертвы. Даже отрицательное поведение может восприниматься как стабильный элемент. Особенно если партнеру неведомы другие способы контакта.

Владислав Хамзин

Врач-психотерапевт, член Российской психотерапевтической ассоциации

Страница «ВКонтакте»