Оральная стадия (0–1 год)
На оральной стадии ребенок учится:
доверять,
зависеть,
наслаждаться,
просить,
чувствовать себя любимым без условий.
Это этап жизнеутверждающего гедонизма в чистом виде. И если он прошел хорошо — человек потом живет с ощущением: «Мир дает, и я имею право брать. Я любим просто потому, что есть».
1. Формирование базового доверия к миру
В терминах Эрика Эриксона — задача «Доверие vs Недоверие». «Если я голоден — меня накормят. Если я плачу — ко мне подойдут. Я важен».
Если задача решена
Появление чувства, что мир надежен
Способность просить и получать без стыда
Основа для будущей уверенности: «Я могу опереться на другого»
Если задача не решена
Базовое недоверие
Тревожность
Склонность к гиперконтролю
Жесткое «я сам»
Зависимость от чужого внимания
2. Переживание удовольствия от слияния и заботы
«Я и мама — одно. Мне тепло, меня держат, я насыщен». Ребенок получает удовольствие от: еды (сосания груди или бутылочки), прикосновений, телесного контакта, взгляда, звука голоса, ритма.
Если задача решена
Основа близости, доверия, любви и сексуальности.
Если задача не решена
Поиск идеального «поглощающего» партнера
Страх одиночества
Фетишизация еды/курения/разговоров
3. Освоение зависимости и беззащитности как нормы
«Я не могу выжить сам — и это нормально». На этой стадии важно не стыдиться зависимости, а научиться в ней находиться спокойно.
Если задача решена
Способность быть в паре, принимать заботу
Умение признавать потребности и уязвимость
Если задача не решена
Нарциссическая броня: «Я все сам(а), никто мне не нужен» — но с внутренней тоской по заботе
Прилипчивость, вечное «сделай мне хорошо»
4. Опыт телесной границы «Я» через рот
«Что я пускаю внутрь? Что я отторгаю?» Оральность — это еще и про границы. Что можно брать, а что — нет. Где я заканчиваюсь, а другой начинается.
Если задача решена
Умение распознавать: это мое желание — а это давление извне.
Если задача не решена
Оральная фиксация: «глотаю» все — мнение, внимание, пищу, чужие ожидания
Проблемы с «перевариванием» реальности
Трудности с отстаиванием границ
5. Эмоциональная привязанность и первичный объект любви
«Я люблю того, кто кормит и греет. Мама — мой первый объект». На этом этапе мать (или ее заместитель) становится центром мира. Устанавливается первая эмоциональная привязанность, на которой потом строятся все отношения.
Если задача решена
Способность быть в отношениях
Умение переносить расстояние и разлуку без паники
Появление доверия, что любовь вернется
Если задача не решена
Формирование тревожной, амбивалентной или избегающей привязанности.
Анальная стадия (1–3 года)
Это момент, когда младенец впервые заявляет: «Я — не ты. У меня есть воля. И я решаю, когда и что отдавать!» На анальной стадии ребенок должен научиться:
чувствовать себя отдельным,
контролировать без страха,
говорить «да» и «нет»,
владеть собой и тем, что он отдает.
Если здесь все прошло хорошо — взрослая личность умеет быть автономной без изоляции, регулировать импульсы без подавления, уважать границы без страха быть отвергнутым.
1. Освоение контроля и управления импульсами
«Я могу сдержать — и могу отпустить. И это моя суперспособность». Впервые возникает осознанный контроль над телом — в частности, над дефекацией. Это становится игрой власти: «Хочу — отдам, не хочу — не отдам».
Если задача решена
Чувство самоконтроля без тревоги
Регулировка импульсов
Если задача не решена
Жесткий гиперконтроль (все сдерживает: чувства, деньги, эмоции)
Хаотичная экспрессивность (эмоции, истерики, непредсказуемость)
2. Принятие и переживание автономии
«Я не ты. Я могу отказаться. Я могу сказать „нет“». Ребенок пробует разграничить себя и мать. Появляется знаменитое «Я сам!» И еще более знаменитое «Не буду!» Это психическая революция.
Если задача решена
Автономия и чувство собственной воли.
Если задача не решена
Потеря опоры: «Мое „нет“ не работает»
Бунтливость, упрямство
Подавление себя и покорность
3. Формирование границ между собой и другим
«Вот здесь заканчиваюсь я. А вот — ты». Через «давать и удерживать» ребенок начинает осознавать свое «Я» как отдельное.
Если задача решена
Возникновение первичных границ тела, собственности, воли, пространства.
Если задача не решена
Сложности с личными границами
Манипуляции
Тревога при попытке сказать «нет»
4. Переживание стыда и похвалы
«Если я что-то сделал — это может быть правильно или неправильно». В этой стадии начинается моральная социализация. Родители хвалят за успехи, ругают за «промахи». Ребенок впервые сталкивается с оценкой себя через поведение.
Если задача решена
Здоровое чувство стыда и достоинства: «Я могу ошибаться, но остаюсь хорошим».
Если задача не решена
Токсический стыд: «Я плохой, если не соответствую»
Отказ от норм вообще: «Буду плевать на всех»
5. Формирование отношения к порядку, власти и собственности
«Вот мои игрушки. Вот как я их раскладываю. Вот кто тут главный».
Если задача решена
Интерес к порядку, ритуалам, «правильности»
Сбор коллекций, перекладывание предметов, структурирование мира
Способность к планированию, аккуратности, организации
Если задача не решена
Обсессивный порядок (все под линейку, тревожная фиксация на чистоте)
Анархия и деструкция (беспорядок — как форма сопротивления контролю извне)
Стадия эдипального развития (3–6 лет)
Пожалуй, самая драматичная часть психосексуального становления. Ребенок выходит на арену с восклицанием: «Я хочу маму (или папу) для себя!» И тут же обнаруживает, что эта фигура уже занята. Добро пожаловать в Эдипов комплекс.
На эдипальной стадии ребенок учится:
переживать амбивалентные чувства (любовь и агрессию одновременно),
принимать запреты и ограничения без краха личности,
отождествляться с моделью своего пола,
отпускать объект желания и становиться отдельным.
Во взрослой жизни успешное прохождение Эдиповой стадии дает:
способность к моногамной зрелой любви,
устойчивую половую идентичность,
уверенность в себе без постоянного соперничества,
моральные принципы без фанатизма.
1. Пережить конфликт между любовью и запретом
«Я люблю маму. Я хочу быть с ней. Но папа — сильнее. И мама — не выбирает меня. АААА!» У ребенка появляется сексуальное влечение к родителю противоположного пола, ревность/агрессия к родителю того же пола. Это не про реальный секс, а про бессознательную фантазию: «Я хочу быть единственным(-ой)».
Если задача решена
Принятие ограничений и закона (в лице отца)
Способность отделяться от родителя и выстраивать собственную идентичность
Если задача не решена
Застревание в ревности, конкуренции, зависти
Любовные треугольники, влечение к «занятым»
Борьба с авторитетами
2. Идентификация с родителем своего пола
«Я не получу маму, но я могу стать как папа (или как мама, если я девочка)». Это ключевой момент: ребенок смиряется с проигрышем в борьбе за родителя противоположного пола — и переключается на подражание родителю своего пола. Начинает усваивать: как себя вести, как строить отношения, как быть мужчиной/женщиной.
Если задача решена
Формирование половой идентичности
Усвоение социальных и гендерных ролей
Если задача не решена
Неуверенность в себе
Гендерная спутанность
Сексуальная амбивалентность
Страх быть «не таким»
Стремление доказать свою «мужественность» или «женственность»
Сложности с отождествлением
3. Освоение чувства вины и формирование Супер-Эго (совести)
«Я хотел занять место папы — но понял, что это плохо. Я больше так не буду». Ребенок впервые переживает глубинную вину: за свои желания, фантазии, агрессию. Становится возможным внутренне принять запрет (в отличие от внешнего «нельзя» раньше). Так формируется Сверх-Я — внутренний моральный регулятор.
Если задача решена
Появление совести, морали, чувства меры, но без самоуничтожения.
Если задача не решена
Суровый внутренний критик, который казнит за любое «не так»
Психопатические черты, аморальность
4. Принятие невозможности быть всем и сразу
«Я не могу быть единственным любимым. Я — один из. Я — часть мира, не его центр». Это болезненное, но необходимое прозрение. Ребенок отпускает фантазию всевластия. Появляется способность переживать фрустрацию и не рушиться.
Если задача решена
Зрелая позиция в отношениях: могу любить, не захватывая.
Если задача не решена
Нарциссическая травма: «Если я не первый — я никто»
Конкуренция
Мания величия
Жажда абсолютной любви
Латентная стадия (6–12 лет)
Это психосексуальный «перевалочный пункт» между драмой Эдипа и гормональным адом подростковости. Как будто ребенок нажимает на паузу и говорит: «Все, хватит страстей. Я пошел в школу, займусь чем-то полезным». Но на самом деле это не тишина, а фундаментальная перестройка, на которой строится будущее «взрослое Я».
На латентной стадии ребенок должен:
научиться быть в обществе, а не в любовной драме;
развивать мышление, интерес, трудолюбие, мораль;
закрепить гендерную идентичность без перегрева;
научиться сотрудничать, соперничать и проигрывать — не разрушаясь.
Это тихая фаза большого строительства. Если тут все в порядке — подросток дальше может сносно выдержать гормональный апокалипсис и не развалиться в депрессии.
1. Сублимация сексуальной энергии в социальную активность
«Я больше не хочу жениться на маме. Я хочу собрать лего, стать отличником и построить дерево из палочек». Энергия, которая в эдипальной стадии была направлена на родителей и сексуальные фантазии, перераспределяется в познание, игру, учебу, дружбу, спорт. Это не отказ от сексуальности — это перенос в другие формы. Способность к сублимации — важнейший механизм психики.
Если задача решена
Интеграция в социум: ребенок учится, дружит, вступает в коллективные игры, начинает понимать правила, иерархии и границы
Чувство компетентности, интерес к миру, стремление к мастерству
Здоровое чувство «Я»: «Я умею», «Я могу», «У меня получается»
Если задача не решена
Изоляция, тревожность
Агрессивность и отвержение социуму
Развитие комплекса неполноценности: «я хуже», «меня не принимают», «мне не по силам»
Трудности с обучением, самореализацией, хроническое ощущение «я не на своем месте», избегание командной работы
Трудности в построении зрелых отношений
2. Развитие когнитивной сферы и интереса к внешнему миру
«Что будет, если я разберу тостер? А если написать книгу? А почему небо голубое?» Развивается мышление, логика, способность учиться. Ребенок расширяет картину мира: я не центр вселенной. Начинает понимать: есть правила, структуры, знания, которые можно освоить.
Если задача решена
Здоровое любопытство и интеллектуальный интерес.
Если задача не решена
Зависание в фантазиях (эскапизм)
Преждевременное подавление любопытства («Будь как все, не задавай вопросы»)
3. Формирование нравственности и совести
«Я не делаю это не потому, что боюсь — а потому что так правильно». Здесь укрепляется Сверх-Я, начатое на эдипальной стадии.
Если задача решена
Впитывание морали, этики, культурных норм
Появление уважение к правилам (без слепой покорности), внутреннее чувство «хорошо-плохо»
Если задача не решена
Появление внутреннего диктатора (жесткое Супер-Эго)
Формирование морально-разболтанной личности, без внутреннего компаса
4. Развитие идентичности через группы и принадлежность
«Я в команде. У нас форма. У нас правила. Я принадлежу». Важно принадлежать группе сверстников — начинается социализация.
Если задача решена
Умение быть частью: уважать правила, делиться, соревноваться, проигрывать
Формирование самооценки через участие и обратную связь от других детей
Если задача не решена
Ощущение изоляции, отверженности, неполноценности
Страх быть «не как все»
Избегание групп, социальной уязвимости
5. Развитие трудолюбия и компетентности
«Я могу учиться, делать, создавать. Я что-то стою». Ребенок осваивает навыки, знания, правила — и получает подтверждение собственной ценности через результат. Очень важно получать обратную связь: похвалу, признание, ощущение прогресса.
Если задача решена
Уверенность в себе как в деятеле, ученике, участнике.
Если задача не решена
Застревание в позиции «я не справлюсь»
Страх ошибок, отказ от попыток
Генитальная стадия (начинается в пубертате и длится до взрослости)
Все конфликты, фиксации, табу и желания предыдущих стадий собираются в кучу, и психика говорит: «А теперь давай жить с этим во взрослой сексуальности, любви и отношениях. Удачи». Но удача здесь мало причем. Важно — какие задачи человек решит на этой стадии
На генитальной стадии человек учится:
быть в живом контакте с собой и другим,
интегрировать тело, чувства, желания и мораль,
не убегать от любви, когда она становится реальной,
строить себя как взрослого, а не большого ребенка с претензией.
1. Интеграция сексуальности в личность
«Я могу хотеть — и не стыдиться. Я могу быть сексуальным — и оставаться собой». Половое влечение становится осознанным и зрелым, а не просто разрядкой напряжения. Человек учится принимать свои желания, не разрушая ни себя, ни других.
Если задача решена
Спокойное, здоровое отношение к сексуальности
Умение получать удовольствие, быть в контакте, сохранять интимность
Если задача не решена
Тревожная сексуальность (вина, стыд, гиперсексуальность, асексуальность)
Влечение к запретному
Холодность, избегание контакта
2. Способность к любви и близости
«Я могу быть рядом с другим — и при этом оставаться собой». Это ключевая задача генитального этапа: не сливаться и не убегать.
Если задача решена
Способность к моногамной, интимной, зрелой любви. Для этого требуется пережить уязвимость, выдерживать разницу, фрустрацию, не превращать партнера в «маму» или «папу».
Если задача не решена
Поиск «идеального» объекта
Страх близости
Эмоциональная изоляция или зависимость
3. Интеграция всех предыдущих стадий
«Я хочу — но умею ждать. Я автономен — но не изолирован. Я знаю, кто я». Генитальная стадия — как сборка личности в финальную версию. Важно, чтобы желания (оральные, анальные, фаллические) вписались в «Я».
Если задача решена
Наличие доступа к:
удовольствию (оральная),
воле и границам (анальная),
идентичности и желанию (фаллическая),
интересу к миру (латентная),
зрелой любви (генитальная).
Если задача не решена
«Я сильный, но не умею хотеть»
«Я сексуальный, но не знаю, как любить»
«Я нуждаюсь, но боюсь просить»
4. Создание стабильной сексуальной идентичности
«Я мужчина/женщина/человек с этим телом, этим влечением и этими границами». Здесь идет окончательное самоопределение: кто я в отношениях, в теле, в сексе, в мире. И это не про ориентацию как таковую, а про осознание себя как желающего субъекта.
Если задача решена
Независимость от внешнего одобрения
Уверенность в себе
Умение заявлять о себе
Понимание, что «нормально» для себя
Если задача не решена
Постоянное сомнение
Маски
Роль «Я хороший»
Отыгрывание чужих ожиданий
5. Переход от «брать» к «давать»
«Я могу быть в паре не только ради получения — но и ради вклада». Речь не о жертвенности, а о зрелом обоюдном обмене: внимание, эмоции, сексуальность, забота.
Если задача решена
Умение получать удовольствие от даяния без слияния
Способность к взаимной связи, а не эмоциональной эксплуатации
Если задача не решена
Потребительство
Манипуляции
Симбиотичность
Боязнь быть использованным
6. Способность строить длительные отношения
«Я могу выбрать человека — и остаться в отношениях, даже когда новизна уходит».
Если задача решена
Способность выдерживать: быт, кризисы, усталость, притупление чувств — и при этом продолжать любить.
Если задача не решена
Влюбленность как наркотик — отдаление при первом напряжении
Бесконечные расставания, «не те люди», циклы зависимости

Психолог, психотерапевт, психоаналитик, системный семейный терапевт, гипнотерапевт, преподаватель, супервизор