От рождения до смерти: что такое обряды перехода и как они помогают нам жить | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Антропологи считают, что каждый человек в своей жизни проходит через обряды перехода — ритуалы и церемонии, знаменующие важные перемены в жизни: шаг из одного социального или профессионального статуса в другой, в другую возрастную группу. И, в конечном итоге, переход из мира живых в мир мертвых. Каким образом это связано с процессом индивидуации и почему обряд перехода — это точка для личностного роста?

Какие обряды мы знаем?

Термин «rites de passage» (обряды перехода) впервые употребил Арнольд ван Геннеп, французский этнограф и фольклорист. Он же разработал классификацию обрядов, поделив их на группы.

Анимистические

Основаны на принципе подобия или связи между предметами, например, куклы-вуду.

Контагиозные

Основаны на принципе контакта, когда любая вещь, которую долго носили, считается «заряженной» энергией владельца).

Антропологи считают, что обряды могут быть направлены на изменение текущей ситуации, воздействие на реальность или поддержание порядка. Один из самых важных для человеческой психики обрядов — это обряд перехода.

От пробуждения до сна

Каждое общество может рассматриваться в виде дома, разделенного на комнаты и коридоры. Чем современнее это общество, тем шире открыты его двери. Каждое утро мы переходим из одного состоянии (сна) в другое (бодрствования), из одной комнаты (спальни) через порог попадаем в другую (ванную), и цикл повторяется снова и снова. Арнольд ван Геннеп в книге «Обряды перехода» пишет: «У полуцивилизованных народов, наоборот, помещения дома тщательно изолированы одно от другого, и, чтобы перейти из одного в другое, необходимо соблюдение формальных правил и церемоний». Дело в том, что порог и дверь, через которые мы перемещаемся по дому, — те самые пространства, посредством которых совершается обряд перехода.

Дверь олицетворяет неизвестное: тайны, загадки и входы в другие миры, и является символом решительности, готовности к переменам. Открытая дверь — это новые шаги, возможности для развития. Закрытая же — метафора отчужденности. Нельзя войти в одну реку дважды, и символически переходы — это выбор, который мы делаем.

Первый ритуал перехода в жизни каждого — рождение

Практически во всех народах родовой обряд считается одним из важнейшних и для женщины, и для ребенка. Он состоит из нескольких этапов: обряды отделения или изолирования беременной от общества, промежуточный период (вынашивания ребенка) и обряды, связанные с родами.

Согласно народным поверьям, беременная женщина оказывается в противоестественном состоянии, поэтому к ней относятся как к больной или даже — нечистой. Славяне ассоциировали деторождение с образом двери, через которую на этот свет выпускается новая жизнь, поэтому во время родов они отпирали все замки и двери в доме. Они верили, что так роды пройдут благополучно, быстро и без трудностей.

Последний ритуал перехода — смерть. Карл Юнг считал, что психика человека включает в себя представление о смерти с самого начала. Мы бессознательно готовимся к ней как к естественному завершению жизненного пути с самого процесса отделения от матери. Вокруг обряда смерти совершаются четко прописанные ритуальные действия, без которых невозможен переход. Само словосочетание «ритуальные услуги» подчеркивает важность именно этого, последнего, перехода.

От обрядов перехода к процессу индивидуации

Карл Густав Юнг, хотя и не употреблял в своих работах термина «обряд», но часто обращался к мифам, сказкам и религиозным ритуалам, чтобы разработать свою теорию архетипов, индивидуации и самости. «Переходы от одного жизненного этапа к другому всегда сопряжены с кризисом. Эти поворотные точки требуют ритуального сопровождения, иначе бессознательное вмешивается в виде невроза», — писал психиатр.

Психология рассматривает обряды перехода относительно индивидуального и коллективного уровней.

Индивидуальный уровень

Под индивидуальными понимаются в том числе возрастные переходы (переход от детства к юности, от юности к зрелости и так далее), профессиональные (от новичка в профессии до мастера своего дела), физические (переезд на новое место жительство, смена страны) и ритуалы, связанные с изменением статуса (брак, развод).

Коллективный уровень

Под коллективными же — процессы, которые проходят группы людей. Эти обряды являются важной частью многих культур: они помогают людям пережить глобальные изменения и национальные травмы. Таким переходом, к примеру, можно назвать развал СССР, когда каждый гражданин большой страны «перешел» в другую страну, стал жителем меньшего по размеру государства или эмигрировал.

Переход, Путь и препятствия

Само слово «переход» в данном контексте подразумевает не просто изменение положения, но и прохождение через определенные этапы, которые помогают человеку или группе пройти путь индивидуации. Даже героине сказки, чтобы превратиться из лягушки в принцессу, нужно совершить некий обряд.

Важные моменты обрядов в сказках часто связаны с преодолением препятствий. Например, герой может пройти через серию испытаний (обрядов), которые символизируют его способность справляться с трудностями и находить решения. В русских сказах это может быть путь через огонь, воду и медные трубы или победа над чудовищем вроде Змея Горыныча или Кощея Бессмертного. Эти злодеи символизируют силы, которые угрожают гармонии мира, и их победа — это преодоление темных сил на пути к новой роли. В контексте сказок обряды переходы могут быть интерпретированы как метафоры психических изменений.

Мюррей Стайн, юнгианский аналитик, изучающий тему индивидуации, описывает этот процесс как «путь, на котором человек осознает и интегрирует разные аспекты своей личности, включая бессознательные элементы, чтобы стать более целостным». Одним из важнейших аспектов индивидуации по Стайну является трансцендентная функция, которая помогает интегрировать противоположности. Это может быть воспринято как «мост», соединяющий сознание и бессознательное, рациональное и иррациональное.

Без обрядов перехода развитие личности невозможно

Стайн рассматривает индивидуацию как многоступенчатый процесс, включающий в себя:

  1. Признание и осознание личной тени;

  2. Интеграцию противоположных аспектов личности (например, мужского и женского, рационального и иррационального);

  3. Принятие и интеграцию архетипов, таких как анима, анимус и мудрый старик;

  4. Развитие трансцендентной функции, которая помогает соединить противоположности и привести к синтезу.

Процесс индивидуации помогает не только личностному росту конкретного человека, но и влияет на более широкие культурные пласты — ведь каждый человек является частью коллективного бессознательного и вносит свой вклад в процесс развития социума.

Три книги на эту тему

  1. Арнольд ван Геннеп «Обряды перехода»

  2. Мюррей Стайн «Принцип индивидуации. О развитии человеческого сознания»

  3. Мария-Луиза фон Франц «Архетипические символы в волшебных сказках. Обыденный и магический миры»