Давид Серван-Шрейбер
Основатель Медицинского центра при Питтсбургском университете (США).
Почувствовать чужую боль как свою

Лиза меряет шагами больничный холл и не может остановиться. За стеной ее дочь проходит третий сеанс химиотерапии. Лиза представляет себе, как леденящий — и тем не менее необходимый для лечения — яд в очередной раз растекается по венам Наташи. Ей кажется, что она чувствует тошноту, которая подступает к горлу дочери, и болезненные спазмы у нее в животе. Лиза говорит себе, что все отдала бы за возможность быть там — вместо Наташи.

Александр не может оторваться от экрана телевизора: сто тысяч беженцев не находят спасения от войны. Они идут по пустыне уже много дней, часто без воды и пищи. Отец с невидящим взглядом несет на руках мертвого ребенка. Камера останавливается на его размотавшемся тюрбане, на руках, напрасно прижимающих мальчика к груди.

Александр встает с кресла. Он врач. Он никак не может успокоиться. Он должен что-то сделать, он хочет быть там, с этими людьми. Через несколько дней он уже в Африке, в группе «Врачей без границ».

Когда мы страдаем, организм мобилизуется, чтобы выстоять. Это хорошо известная реакция: в бой или в бегство! Но откуда возникает ощущение, будто мы испытываем боль другого человека? Откуда этот мощный порыв — облегчить страдания другого, словно сейчас больно именно нам самим?

В Лондонском университетском колледже нескольким женщинам — участницам эксперимента предложили пройти магнитно-резонансную томографию головного мозга в тот момент, когда их мужья подвергались воздействию электрического тока1. Их предупреждали за несколько секунд до электрошока. Кроме того, каждая из них могла видеть в зеркало, как сжимается рука ее мужа. На лице всех женщин отражалась боль, которую им причинял вид страданий любимого человека.

В первую очередь группу исследователей под руководством Тани Cингер интересовало то, что происходило в головном мозге этих женщин. Сканирование показало, что у них активизировались те же зоны эмоциональных реакций, что и у людей, на которых реально воздействуют электрошоком.

Боль другого человека стала их собственной. Их мозг «присвоил» себе эту боль. У этих женщин, связанных со своими мужьями любовью, словно проткнули мембрану, отделяющую «я» от «ты».

В нашем мозге записана связь, соединяющая нас с радостями и муками других, с миром вокруг нас

Индейцы из племени яномами, чтобы передать состояние влюбленности, говорят: «Ya pihi irakema», что означает: «Я заражен тобой». Иными словами, «что-то от тебя вошло в меня и живет во мне». Я уже не только я, потому что твои чувства стали теперь и моими.

Согласно американскому философу Сьюзен Лангер, под воздействием любви оболочка индивидуального бытия становится проницаемой2. Конечно, не все люди в равной степени способны ощущать подобную эмпатию. Женщины в этом отношении в целом превосходят мужчин. Эта природная реакция мозга лежит в основе нашей способности к соединению с другими людьми, которая составляет сущность человеческого в нас.

Млекопитающие отличаются от остальных животных не только тем, что они питаются материнским молоком, но и наличием в головном мозге зон, которые обеспечивают аффективную связь детей с родителями, особенно с матерью.

Передняя часть поясной извилины коры головного мозга — это как раз та зона, которая активизировалась у женщин в описанном выше эксперименте — развилась именно для того, чтобы крики малыша были совершенно невыносимы для матери и делали невозможным их расставание. Этот механизм обеспечивает постоянный контакт со взрослым, необходимый для роста и развития уязвимых детенышей млекопитающих.

Помимо привязанности к близким способность к состраданию — то есть страданию вместе с другим — лежит в основе призвания врача, побуждает добровольцев помогать нуждающимся и объясняет желание каждого видеть общество более гармоничным.

В наших мозговых структурах записана связь, которая соединяет нас с муками и радостями других людей, с миром вокруг нас. Эта связь и делает нас людьми — обособленными и связанными друг с другом. Чувствующими и потому ответственными.


1 T. Singer, B. Seymour. «Empathy for Pain Involves the Affective But Not Sensory Components of Pain». Science, № 303, 2004.

2 S. Langer. «Mind: an Essay on Human Feelings». John Hopkins Press, 1988.